Джакомелли (Джакометти), Джованни Баттиста
1550 - 1608
Назад
Джованни Баттиста Джакомелли (Джакометти) (Giovanni Battista Jacomelli (Giacometti)) - Итальянский музыкант-виртуоз
Родился в 1550 году, Брешиа - умер 19 января 1608 году.
Еще в юности его хвалили за мастерство контрапункта, игру на лютне и, прежде всего, за талант гамбиста. В 1571 году герцог Гульельмо Гонзага предложил ему высокое жалованье за поездку в Мантую, но Джакомелли отказался; в 1576 году, после аналогичных переговоров, он все же предпочел остаться в Риме, назвав в качестве основных причин плохой климат Мантуи и эпидемию чумы. В 1581 году к нему обратились еще раз, но он остался в Риме, где в 1574-1575 годах некоторое время служил маэстро ди капелла в братстве Сан-Рокко, в котором он работал на более позднем этапе своей карьеры; он также работал в братстве Гонфалоне. В 1581 году он недолго служил органистом в соборе Святого Джованни в Латерано, а позже в том же году присоединился к папскому хору в качестве тенора и занимал этот пост до 1585 года, когда был исключен за вступление в Римскую конгрегацию музыки. В это время его игра на арфе привлекла большое внимание, и в 1586 году Г.М. Нанино назвал его лучшим скрипачом Рима. В мае того же года он, наконец, поступил на службу при дворе Гонзага, где ему гарантировали пожизненную должность и высокую зарплату. Через некоторое время, вероятно, из-за того, что ему было отказано в должности маэстро капеллы, Джакомелли оставил эту должность. Вскоре после этого он поступил на службу к Медичи во Флоренции, а в 1589 году принял участие в постановке оперы Баргальи "Пеллегрина", посвященной бракосочетанию Фердинандо Медичи и Кристины Лотарингской. Во Флоренции он также работал в Compagnia dell'Arcangelo Raffaello, в SS Annunziata, где играл на органе. В предисловии Пери к "Эвридике", опубликованном в 1601 году, говорится, что Джакомелли "превосходен во всех областях музыки, он почти сменил свое имя на Виолино, будучи великолепным скрипачом"; Пери также писал, что в исполнении "Эвридики" во Флоренции 6 октября 1600 года "мессер Джованбаттиста даль Виолино".- играл на лира-гранде. В 1603 году он упоминается вместе с Каччини как один из самых высокооплачиваемых музыкантов двора Медичи во Флоренции. Хотя его хвалили за владение контрапунктом, по словам Помпео Строцци, временного поверенного в делах в Риме, его сочинения не пользовались большим уважением в Мантуе. Сохранилось только одно из его произведений - восьмиголосный мотет Benedicam Domino, опубликованный в издательстве Карло Берти "Motecta" (Венеция, 1596). Однако его становление как виртуоза особенно интересно; сначала он стремился к совершенству в игре на виоле да гамба, позже обратился к арфе и в 1580-х годах стал известен как один из первых скрипачей-виртуозов.