Якоби, Михаэль
1618 - 1663

Назад

Михаэль Якоби (Michael Jacobi) - Немецкий композитор

Родился в 1618 году, Санне, Зальцведель - умер 19 октября 1663 года, Люнебург. 

Он посещал несколько школ, в том числе в течение трех лет одну в Стокгольме, где его старший брат был кантором. В 1641 году он поступил в Страсбургский университет, где около двух лет изучал юриспруденцию. После этого он путешествовал по Франции, Италии, Австрии, Нидерландам и Дании: говорят, что он зарабатывал себе на жизнь отчасти гидом, отчасти солдатом, и где бы он ни был, он продолжал свое музыкальное образование, особенно в Италии. По крайней мере с 1647 года сохранились свидетельства его плодотворного сотрудничества с Иоганном Ристом, по рекомендации которого он был назначен гражданским кантором в Киле в 1648 году. С 1651 года и до самой своей смерти он был кантором в Йоханнискирхе, главной церкви Люнебурга. Многие документы, важные для истории должности протестантского кантора, относятся ко времени пребывания Якоби в Люнебурге. Они иллюстрируют трудности, с которыми сталкивался кантор после Тридцатилетней войны, и в то же время показывают, чего мог достичь активный и целеустремленный музыкант. Например, Якоби разработал новые правила для странствующего пения, необходимые для содержания его учеников, и настоял на том, чтобы город учредил хоровые стипендии и нанял музыкантов-инструменталистов для сопровождения церковной музыки; кроме того, были увеличены музыкальные запасы для школьного хора и приобретено или передано в дар множество инструментов. Первые выступления Passion в Люнебурге состоялись во время пребывания Якоби на этом посту. Он также успешно выступал в школьных театральных постановках. Таким образом, за 40 лет до того, как И.С. Бах поступил в Michaelisschule, Якоби придал музыкальной жизни Люнебурга решающий импульс. Как кантор, Якоби исполнял в основном новую концертную церковную музыку. Однако большинство его собственных сочинений, которые до сих пор известны, представляют собой простые переложения текстов Риста, диктату которого он явно подчинил себя. Рист отвергал итальянский песенный стиль как инструмент для создания религиозных текстов, с помощью которых он хотел привлечь внимание людей всех сословий. Таким образом, он требовал от Якоби простого стиля, отказывающегося от всякой виртуозности и интенсивной интерпретации слов. В то время как другие композиторы из круга Риста стремились к балансу между простым песенным стилем и музыкальной выразительностью, в творчестве Якоби интерпретация слов редко достигается за счет выразительных поворотов мелодии и необычных интервалов или за счет аккомпанемента. Налицо определенный схематизм: такт, темп и тональность определяются двумя основными эмоциями – элегии написаны в минорной тональности и должны исполняться медленно, хвалебные, благодарственные и радостные песни – в быстром тройном темпе и мажорных тональностях, - и почти каждая строка текста заканчивается подчеркнутой каденцией. Рист прямо заявил, что Джейкоби подчинился его желанию, хотя сам тоже был способен сочинять сложные и необычные мелодии. Однако большинство его случайных композиций, в которых ему не нужно было следовать указаниям Риста, также состоят в основном из строфических арий в простом, слоговом, декламационном стиле. Концерты для больших коллективов из коллекции Timor Domini еще не были исследованы.