Якоб, Гюнтер (Вацлав)
1685 - 1734

Назад

Гюнтер (Вацлав) Якоб (Gunther (Wenceslaus) Jacob) - Богемский композитор, органист и хормейстер

Родился 30 сентября 1685 года, Качержов, графство Локет, Богемия - умер 21 марта 1734 года. 

Он начал свою карьеру певца в бенедиктинских монастырях Кладрубы (1696) и Святого Микулаша в Старом городе Праги (ок.1698). Там он учился музыке у Прокопа Смрковского и Исидора Вавака (орган); в 16 лет начал сочинять музыку. Во время изучения юриспруденции и теологии Якоб с 1707 года работал помощником органиста в той же монастырской церкви, а в 1711 году, вероятно, сменил Вавака на посту хормейстера; В некоторых источниках упоминается, что Якоб был хормейстером в 1705 году, а Вавак - органистом в 1695-1713 годах. Будучи членом ордена бенедиктинцев, он принял имя Гюнтерус и принял монашеский постриг 1 ноября 1710 года. В 1719 году он был назначен воспитателем детей графини Лажанской в Манетине, где несколько раз останавливался в последующие годы. Во время своих многочисленных путешествий он посетил Вену и Нижнюю Австрию (1727), а также некоторые монастыри в Богемии и Моравии (Райград, Брно). Место его смерти неизвестно. Якоб был известным композитором не только в своей стране, но и в Австрии, Венгрии и Баварии; некоторые из его произведений были представлены в каталогах (1736, 1748) аугсбургского издателя Й.Й. Лоттера. Из его большого количества произведений (более 100 композиций перечислены в описях монастырей Осек и Райград) сохранилась лишь незначительная часть. Якоб - одна из самых выдающихся фигур позднего барокко в Чехии. Отправной точкой для него как композитора послужили произведения его пражских современников М. Венцели, Ф.Л. Поппе и И.И.Ф. Войты. Среди его наиболее важных сочинений - мессы из "Акратизма", а также несколько басовых арий ("Ария вознесения", "Аве Регина", кантата "Пятидесятница"). О его склонности к венецианскому полихоральному стилю свидетельствует месса для трех хоров и трех органов (1717; не сохранилась). Но пережитки старого концертато в творчестве Якоба, как правило, вытесняются инструментальной идиомой концертного стиля с широким диапазоном тем, равномерной ритмической энергией и бегущими басами. Якоб писал как в пышном контрапункте, так и в непрерывной гомофонии. Его большие произведения имеют многосоставную структуру с короткими инструментальными вступлениями, за которыми следуют контрастные соло и тутти-партии без четко разработанной архитектуры; он не использовал формы да капо. Его обращение со словами выразительно и эмоционально; его чрезвычайно драматичное отношение к тексту наиболее отчетливо проявляется в речитативах. Несмотря на случайные перекрестные связи, хроматические прогрессии и резкие гармонические изменения, гармонический словарь Якоба довольно однообразен. Лучше всего он проявлял себя, когда писал для сольных голосов с сольными инструментами obbligato и органным континуо. Некоторые черты его музыкального языка (мелодические мотивы народного характера, синкопированные и танцевальные ритмы, пассажи параллельных прогрессий в 6-й и 3-й нотах) свидетельствуют о близости Якоба к чешской доклассической идиоме.