Джексон, Джон
.... - 1688

Назад

Jackson, John

Портрет композитора Джон Джексон

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: март 1688 года
  • Место смерти: Уэллс

Биография

Джон Джексон был английским органистом и композитором. Его имя впервые появляется как преподаватель хористов в соборе Или в течение одного квартала в 1669 году. В следующем году он переехал в Норидж в качестве руководителя хористов, оттуда в 1674 году в Уэллс, где был назначен органистом и викарием-певчим 9 сентября. Он также был назначен руководителем хористов, хотя, возможно, не сразу; таким образом, в 1678–1679 годах ему заплатили 10 фунтов как органисту, 20 фунтов как руководителю хористов и 23 фунта "в дополнение", последние, предположительно, были его долей доходов викариев. Его вдове Доротее было предоставлено право управления его имуществом в декабре 1689 года.

"Служба до мажор" Джексона сохранилась в партитуре, но большая часть его церковной музыки неполна в своем нынешнем состоянии. Однако достаточно хорошее представление о ее стиле можно получить из органной книги, которая, очевидно, происходит из Уэллса. Она, вероятно, написана его рукой и также содержит некоторые песнопения (так называемые "Уэллсские напевы"), четыре из которых принадлежат ему. Два его небольших антифона были напечатаны в "Священных песнопениях" Джона Плейфорда, и Тодвей включил "Аллилуйя, сказал Господь Господу моему" в свою коллекцию. Существует "Симфония мистера Джона Джексона" в "Спутнике музыки", и сюита инструментальных пьес в соборе Уэллса. Несколько застольных кэтчей находятся в "Второй книге приятного музыкального компаньона" Плейфорда.

Творчество

Творчество Джона Джексона относится к периоду Реставрации в английской музыке. Его сочинения демонстрируют характерные черты английской церковной музыки второй половины XVII века, сочетая элементы полифонического письма с новыми гомофонными тенденциями. Основная часть его наследия состоит из церковной музыки, включая службы и антифоны, которые сохранились преимущественно в неполном виде.

Стиль Джексона характеризуется мастерским владением контрапунктом при одновременном использовании эффектных гомофонных эпизодов, что особенно заметно в его полных антифонах. Его "Служба до мажор" представляет собой типичный пример англиканской службы эпохи Реставрации, с чередованием полных хоровых разделов и стиховых эпизодов для солистов. Органная книга из Уэллса, содержащая его произведения, позволяет судить о его композиторской технике и знакомстве с современными ему музыкальными тенденциями.

Особый интерес представляют его песнопения, известные как "Уэллсские напевы", которые демонстрируют его вклад в местную музыкальную традицию. Его светские произведения, включающие симфонию и сюиту, а также многочисленные застольные кэтчи, показывают его владение инструментальными и светскими вокальными жанрами, популярными в Англии того периода. Хотя многие произведения Джексона сохранились фрагментарно, они занимают значимое место в истории английской музыки периода Реставрации.

Произведения

Богослужебная музыка

  • "Служба до мажор", полная с стихами (Великое славословие, Славословие, Освящение, Господи помилуй, Славословие, Символ веры, Песнь Богородицы, Ныне отпущаеши) ("Service in C, full with verses (TeD, Jub, San, Ky, Doxology, Cr, Mag, Nunc)")
  • "Служба соль минор", полная с стихами (Великое славословие, Славословие, Освящение, Господи помилуй, Славословие, Символ веры, Песнь Богородицы, Ныне отпущаеши) ("Service in g, full with verses (TeD, Jub, San, Ky, Doxology, Cr, Mag, Nunc)")
  • "Заупокойная служба", утрачена ("Burial Service")
  • 4 песнопения, ля мажор, соль минор, ре мажор, ми мажор ("4 chants, A, g, D, E")

Антифоны

  • "Христос наша пасха" (Пасхальный антифон), полный со стихом ("Christ our passover (An Easter Anthem), full with verse")
  • "Бог предстоит в собрании", полный, для 5 голосов ("God standeth in the congregation, full, 5vv")
  • "Аллилуйя, сказал Господь Господу моему", полный со стихом ("Hallelujah, the Lord said unto my Lord, full with verse")
  • "Я благоугоден" ("I am well pleased")
  • "Я сказал в отчаянии" (Антифон благодарения за выздоровление от опасной болезни, год 1685), стих ("I said in the cutting off (An Anthem of Thanksgiving for Recovery for a Dangerous Sickness, Anno 1685), verse")
  • "Да восстанет Бог", стих ("Let God arise, verse")
  • "Много раз сражались они против меня" (Благодарственный антифон за 9 сентября 1683 года [Заговор раскольничьего дома]), стих ("Many a time have they fought against me (Being a Thanksgiving Anthem for ye 9th of September, 1683 [Rye House Plot]), verse")
  • "О, как возлюблены жилища Твои", стих ("O how amiable are thy dwellings, verse")
  • "О, Господи, да будет угодно Тебе", стих ("O Lord let it be thy pleasure, verse")
  • "Воздвигнись, Боже", стих/полный ("Set up thyself, O God, verse/full")
  • "Дни человека", стих ("The days of man, verse")
  • "Ты, Боже, хвалим" ("Thou, O God, art praised")

Мотеты

  • "Слава Отцу", для 4 голосов ("Gloria Patri, 4vv")
  • "Велики и чудесны", для 3 голосов, бассо континуо ("Magna et miranda, 3vv, bc")

Светская музыка

  • 12 песен и кэтчей ("12 songs and catches")
  • "Симфония", "Спутник музыки", для клавишных ("Simphony, Musick's Hand-maide, kbd")
  • "Сюита" ("Suite")