Джаккини, Джузеппе Мария
1667 - 1727

Назад

Джузеппе Мария Джаккини (Giuseppe Maria Jacchini) - Итальянский виолончелист и композитор

Родился 16 июля 1667 года, Болонья - умер 2 мая 1727 года, Болонья. 

Он был молодым священнослужителем базилики Святого Петронио и, вероятно, пел в хоре музыкальной капеллы. Он вполне может быть тем самым "Джозеффо дель Виолонзино", которого с 1680 по 1688 год приглашали в качестве статиста на праздник Святого Петрония, который проводился 4 октября. Он изучал композицию у Дж.А. Перти и виолончель у Доменико Габриэлли. По словам падре Мартини, он научился играть настолько хорошо, что “приблизился к вершинам мастерства своего учителя”. 31 октября 1689 года он был принят в качестве постоянного виолончелиста в Сан-Петронио благодаря вмешательству и покровительству графа Пирро Альбергати, которому он посвятил свое сочинение ор. 4. Он служил там до роспуска музыкальной капеллы в январе 1696 года, получив прибавку к жалованью в 1693 году. В 1701 году в Сан-Петронио снова был приглашен постоянный оркестр, и он играл там с марта того же года до своей смерти в 1727 году. 16 декабря 1688 года он стал членом Филармонической академии, хотя и не без сопротивления со стороны тех, кто обвинял его в том, что он не посещал духовные занятия и священные церемонии академии. В апреле 1709 года его имя было внесено в список кандидатов на должность директора Филармонической академии, но он отказался от этой должности на том основании, что не хотел такого звания; его имя было исключено из дальнейших списков, но, поскольку он был утвержден в звании композитора, ему было разрешено участвовать в конкурсе на исполнение музыки каждый год в престольный праздник. В течение многих лет он сочинял сонаты, гимн и многочисленные переложения для Salve regina. В этот период он исполнял обязанности маэстро капеллы в Коллегии Нобили и церкви Святого Луиджи в Болонье. Джаккини был известен как превосходный виолончелист как в церкви, так и в театре, особенно искусно аккомпанируя певцам; вероятно, он исполнял элегантные сольные эпизоды, подобные тем, что можно найти в некоторых его опубликованных инструментальных произведениях. Он по праву прославился при жизни своими сонатами для трубы и струнных, продолжая болонскую традицию, заложенную Каззати, Торелли, Перти и П. Франческини. Письмо некоего Стефано Фрилли к Перти, датированное “Флоренция, 8 августа 1699 года”, свидетельствует о популярности трубных работ Джаккини даже за пределами Болоньи. Фрилли пишет: “Я привез оттуда [из Болоньи] (мне подарил ее переписчик) симфонию для трубы синьора Джаккини, которая очень понравилась, и каждый раз, когда [она исполнялась], они спрашивали, кто этот [композитор], радуясь вместе с вами, что он ваш ученик”. Помимо его творческих сочинений для трубы и скрипки, в его произведениях часто встречаются сольные пассажи для виолончели. В некоторых частях виолончель чередуется с трубой в имитационных диалогах или аккомпанирует ей в качестве инструмента-оближато, что также одобрял его учитель Габриэлли. Все эти произведения относятся к 1690-1695 годам, когда музыкальная капелла под руководством Г.П. Колонны достигла своего расцвета. Присутствие превосходного трубача Дж.П. Брэнди, ежегодно приглашаемого на престольный праздник в этот период, должно быть, вдохновило на создание этой праздничной музыки. Пассажи для виолончели часто кратко имитируют трубу или чередуются между эпизодическими уменьшениями басовой партии и более строгим соблюдением партии континуо. Его 4-й опус состоит из десяти концертов, в шести из которых есть партия для виолончели облигато. Это короткие сольные пассажи, обычно длиной от четырех до восьми тактов, с использованием звукоряда или последовательности из четырех нот (почти всегда в быстрых частях). Соната для виолончели соло из сборника под названием Sonata a tre di vari autori конца 17-го или начала 18-го века демонстрирует продвинутый уровень виртуозности с добавлением к вышеупомянутым техникам повторяющихся арпеджированных аккордов. Музыка раскрывает постепенное освобождение виолончели от роли инструмента континуо и ее несколько неуверенное принятие на себя сольной роли.

Ноты сочинений Джузеппе Мария Джаккини на сайте библиотеки IMSLP