Изабелла Леонарда, Анна
1620 - 1704

Назад

Анна Изабелла Леонарда (Anna Isabella Leonarda) - Итальянский композитор

Родилась 6 сентября 1620 года, Новара - умерла 25 февраля 1704 года, Новара. 

При крещении Анна Изабелла Леонарди происходила из известной семьи Новарезе. В 1636 году она поступила в коллегию Святой Орсолы, монастырь урсулинок, где и оставалась до конца своей жизни. В документе 1658 года говорится, что она была преподавателем музыки, а также "матерью и клерком" своей паствы. К 1676 году она достигла сана настоятельницы, а к 1693 году - мадре викарии; в последние годы жизни она служила "советницей". Возможно, она училась у Гаспаро Казати (маэстро капеллы кафедрального собора Новары, 1635-1641), который включил две ее композиции в свое терцо "Собрание священных писаний" (1640). Котта назвал ее "Музой новарезе" и напечатал сонет А. Саминиати Луккезе, в котором сравнил ее музыкальный талант с военной доблестью императора Леопольда I. Леонарда была искусным, разносторонним композитором, на счету которой около 200 сочинений, включающих образцы практически всех духовных жанров. В ее концертных мессах и псалмах фрагменты для полного хора чередуются с сольными пассажами и инструментальными ритурнелями. В ее священных нелитургических произведениях часто встречаются очень эмоциональные тексты на латыни, некоторые из которых, возможно, были написаны самой Леонардой. Четырехголосные композиции в этом жанре консервативны: преобладает имитационное письмо, а орган служит единственным инструментальным сопровождением. Произведения для одного-трех голосов более современны и по форме и мелодическому стилю напоминают камерные кантаты. Во многих из них используются инструментальные ритурнели и вокальные припевы. В ее многочисленных сольных песнопениях чувственный лиризм арий уравновешивается интенсивной драматической выразительностью речитативов. Некоторые арии строфичны, но в большинстве используются формы с разнообразным повторением. Сольные мотеты раскрывают композитора с наибольшей выразительностью: изобилует словесная живопись, а редкие неаполитанские шестые, увеличенные шестые и уменьшенные седьмые ноты обогащают гармонический словарь. В вокальном творчестве иногда встречаются колоратурные нотки, особенно в заключительных частях "Аллилуйи". Инструментальные сочинения Леонарды (соч.16, 1693), по-видимому, являются самыми ранними опубликованными сонатами, написанными женщиной. Ее соната для скрипки соло и континуо - одно из самых продвинутых произведений в гармоническом плане, но в техническом отношении консервативное. В пяти сонатах для ансамбля она варьирует текстуру, давая сольные пассажи каждому из струнных инструментов.

Ноты сочинений Анна Изабелла Леонарда на сайте библиотеки IMSLP