Ирисар и Домензен, Мигель де
1635 - 1684
Назад
Мигель де Ирисар и Домензен (Miguel de Irízar y Domenzain) - Испанский композитор и музыкальный руководитель
Родился 18 сентября 1635 года, Артахона, Наварра - умер в августе 1684 года.
Он учился пению в хоре кафедрального собора Леона, а с 1650 года - в кафедральном соборе Толедо, в обоих местах будучи учеником старшего Томаса Мисьезеса. Его профессиональная карьера началась в 1657 году, когда он был назначен маэстро де капилла соборов Овьедо и Сан-Доминго-де-ла-Кальсада, а в августе 1657 года он стал маэстро де капилла коллегиальной церкви Витории. Он претендовал на аналогичные должности в кафедральном соборе Оренсе (1664), коллегиальной церкви Ронсесваллеса (1666) и других местах, но оставался в Витории до 1671 года, когда получил должность музыкального руководителя в кафедральном соборе Сеговии, где оставался до своей смерти. Ирисар оставил собору многочисленные рукописи своих собственных произведений с автографами (мессы, псалмы, причитания, мотеты и вильянсико), а также копии произведений других выдающихся испанских музыкантов того времени (среди прочих, Мициеса, Карлоса Патиньо, Кристобаля Галана и Хуана Идальго). Некоторые из них были скопированы с обратной стороны более чем 400 личных писем, полученных им в период с 1664 по 1684 год. Эта переписка имеет неоценимое значение для понимания того, как музыка и музыканты распространялись на Пиренейском полуострове, и позволяет нам восстановить личные контакты испанского маэстро де Капильи 17-го века. Помимо членов его семьи, среди его корреспондентов были другие маэстро, органисты, канторы и переписчики из Авилы, Кордовы, Мадрида, Паленсии, Памплоны, Толедо и других городов. Произведения Ирисара носят исключительно сакральный характер и ясно демонстрируют влияние его различных эпистолярных контактов, особенно с музыкантами мадридских королевских капелл. На самом деле, среди его сочинений есть экранизации произведений, как духовных, так и светских, композиторов, работавших в Мадриде в то время (Хуана Идальго, Кристобаля Галана и Матиаса Руиса). Его музыка преимущественно полихоральная, для двух-трех вокальных хоров (инструментальные хоры он почти не использовал), и обычно он использует гомофонию голосов, особенно в вильянсико.