Ирисар-и-Доменсайн, Мигель де
1635 - 1684
Назад
Irízar y Domenzain, Miguel de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мигель де Ирисар-и-Доменсайн был испанским композитором и музыкальным руководителем. Он обучался как хорист в соборе Леона и, с 1650 года, в соборе Толедо, в обоих местах будучи учеником старшего Томаса Мисьесеса. Его профессиональная карьера началась в 1657 году, когда он был назначен руководителем капеллы соборов Овьедо и Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, и в августе 1657 года он стал руководителем капеллы коллегиальной церкви Витории. Он подавал заявления на аналогичные должности в соборе Оренсе (1664), коллегиальной церкви Ронсесвальеса (1666) и других местах, но оставался в Витории до 1671 года, когда получил должность музыкального руководителя в соборе Сеговии, где оставался до своей смерти.
Ирисар оставил собору многочисленные автографы своих собственных произведений (мессы, псалмы, плачи, мотеты и вильянсико), а также копии произведений других важных испанских музыкантов того времени (Мисьесеса, Карлоса Патиньо, Кристобаля Галана и Хуана Идальго, среди других). Некоторые из них были скопированы на обратной стороне более чем 400 личных писем, которые он получал между 1664 и 1684 годами. Эта переписка имеет неоценимую ценность для понимания того, как музыка и музыканты циркулировали на Пиренейском полуострове, и позволяет нам восстановить личные контакты испанского руководителя капеллы XVII века. Кроме членов его семьи, его корреспондентами были другие руководители капелл, органисты, певчие и переписчики из Авилы, Кордовы, Мадрида, Паленсии, Памплоны, Толедо и других мест.
Произведения Ирисара исключительно духовные и ясно показывают влияние его различных эпистолярных контактов, особенно музыкантов королевских капелл Мадрида. Фактически, среди его сочинений существуют адаптации произведений, как духовных, так и светских, композиторов, активных в Мадриде в то время (Хуана Идальго, Кристобаля Галана и Матиаса Руиса). Его музыка преимущественно полихоральная, для двух или трёх вокальных хоров (он почти не использовал инструментальные хоры), и обычно трактует голоса гомофонно, особенно в вильянсико.
Мигель де Ирисар-и-Доменсайн представляет собой важную фигуру в испанской церковной музыке второй половины XVII века. Его творческая деятельность, связанная преимущественно с соборными центрами Испании, демонстрирует тесные связи между региональными музыкальными традициями и столичной культурой Мадрида. Особый интерес представляет его уникальный архив, включающий как собственные сочинения, так и обширную переписку, которая служит ценным источником для изучения музыкальной жизни Испании этого периода. Стиль Ирисара характеризуется преобладанием полихоральной фактуры с использованием двух-трёх вокальных хоров, что соответствовало главным тенденциям испанской церковной музыки эпохи барокко. Его внимание к гомофонному изложению, особенно в вильянсико, отражает стремление к ясности текста и доступности музыкального языка. Творческое наследие композитора, сохранившееся в автографах, представляет значительный интерес для исследования процессов музыкального влияния и заимствования в испанской музыке XVII века.
Духовные сочинения