Иль Версо, Антонио
1560 - 1621

Назад

Антонио Иль Версо (Antonio Il Verso) - Итальянский композитор, поэт и историк

Родился в 1560 году, Пьяцца Армерина, Сицилия - умер 23 августа 1621 года, Палермо. 

Он был центральной фигурой сицилийской полифонической школы; его долгая и плодотворная карьера стала связующим звеном между его учителем Пьетро Винчи и поколением его собственных учеников. Его родители, Клеменция и Маттео де ло Версо, были землевладельцами; его имя впервые упоминается в нотариальном документе от 19 января 1569 года на Пьяцца Армерина. За исключением одного возможного пребывания в северной Италии, он провел большую часть своей жизни на Сицилии. Иль Версо учился у Винчи, вероятно, на Пьяцца, между 1582 и 1584 годами, а в 1588 году начал публиковать посмертные работы Винчи вместе с его собственными ранними сочинениями. Он переехал в Палермо до этой даты и провел там большую часть своей жизни; все его дошедшие до нас работы, за исключением трех, были написаны в Палермо, и присутствие Иль Версо, возможно, послужило толчком к развитию там музыкальной печати. Согласно отрывку из его собственной истории, он был на Пьяцца в 1600 году, а с конца марта по конец июля того же года все еще находился в Палермо, где принял участие в дебатах между Ахиллом Фальконе и Себастьяном Равалем в качестве сторонника Раваля. Три книги его мадригалов были посвящены Венеции в период с 1 октября 1600 по 10 сентября 1603 года. В этот период он, вероятно, жил в Венеции или, по крайней мере, в северной Италии. По-видимому, он вернулся в Палермо из Венеции до 1 апреля 1605 года, поскольку венецианскому печатнику Амадино было поручено посвятить вторую книгу мадригалов "Три голоса" 11-летнему ученику Il Verso Франческо дель Помо. Именно во время отсутствия Иль Версо на Сицилии было ошибочно сообщено о его смерти; затем его друг Себастьяно Баголино, умерший в 1604 году, написал элегию. Хотя произведения Иль Версо посвящены принцам, прелатам и богатым горожанам, он, по-видимому, не занимал официальной должности; он зарабатывал на жизнь как внештатный преподаватель музыки и композитор. Как редактор, он отвечал за книгу Аркадельта "Первоисточник мадригалов и четверостишие песен для разных авторов" (1592), в то время как как писатель и поэт он выпустил "Историю города Пьяцца" (ныне утраченную) и, очевидно, был знаком со многими литературными деятелями в Палермо. Маттео Дония и Филиппо Парута восхваляли его в латинских эпиграммах, а последний написал для него посвящение к своему двенадцатичленному сборнику мадригалов и чинкве-винчи. Среди его многочисленных учеников были Джованни Баттиста Кали, Франческо дель Помо, Доменико Кампизи, Антонио Формика и, самое главное, Джузеппе Палаццотто и Тальявия. Отрывок из "Истории" повествует о событиях 1620 года, и в этом году или, возможно, в 1621 году были опубликованы его последние песнопения. 23 августа 1621 года Ораторская конгрегация Палермо предоставила ему бесплатное место для погребения в церкви Святого Игнацио Алливелла. Из 39 музыкальных изданий Иль Версо 23 - это сборники мадригалов; только Филипп де Монте был более плодовитым в этой области. Отправной точкой для его светской музыки часто является его учитель Винчи, и по меньшей мере 20 произведений представляют собой переложения текстов, которые использовал Винчи. В этих случаях композиции Иль Версо являются пародиями на произведения Винчи; мелодические сюжеты те же, но стиль сильно отличается. Винчи был классицистом, а с другой стороны, маньеристом: его пародии - это искусные разработки, каждый эффект разнообразен и усилен, текстуры более плотные, повторы более многочисленные и разнообразные, гармония насыщенная, а музыка более протяжная. Он превратил гомофонию в контрапунктическое смещение и вставлял отдельные ноты в заимствованный материал, чтобы создать сдержанные диссонансы. Он применил аналогичные принципы в своих "семи начертаниях", которые включил в издание книги Винчи "Вторая книга о мотеттах и начертаниях для голоса" (1591), где он переработал начертания своего учителя, сохранив их структуру, тональность и расстояние между элементами, а также используя те же самые методы. субъекты. Путь от его первой книги пятиголосных мадригалов (1590) до 15-й (1619) был долгим, но все его произведения относятся к "первой фазе" второй практики; мелодии выражают смысл текста, а гармоническая ткань уравновешивает полифоническую структуру и мелодический поток. В своей последней книге мадригалов из пяти частей "Иль Версо" следовал идеалу, выдвинутому Дзаккони в "Праттике музыки" (1592), превратив "изящество акцента... достигаемое за счет фрагментации и умножения нот" в неотъемлемую черту своего партитурного письма; каждый голос звучит легко, с ритмической и мелодической гибкостью, у каждого есть акценты и изящные украшения, и ни одному из них не уделяется особого внимания. Это восстановление равновесия классической пятиголосной полифонии тем более важно, что Иль Версо дальновидно использовал трехголосные мадригалы, в которых он использовал типичную для 17-го века фактуру двух высоких голосов и баса. Среди его любимых текстов преобладают тексты Тассо: помимо отдельных произведений, отсутствующий пятичастный сборник "Сеттимо" был озаглавлен "Я собираю сердца" по мотивам поэмы Тассо, также отсутствующий пятичастный сборник "Децимотерцо" был основан на "Аминте", и он создал шесть циклов из "Иерусалимской свободы" во втором и четвертом трехтомниках. -книги, состоящие из частей, и восьмая и 15-я книги, состоящие из пяти частей. Его также часто привлекали Марино (некоторые из стихов которого он написал первым), Петрарка, Виттория Колонна, Луиджи д'Эредиа, Ливио Челиано, Сципионе де Кастро и Гвидо Казони (последние четверо были последователями Тассо). Стихи Гуарини, с другой стороны, он приберегал почти исключительно для мадригалов в более легком ключе и для вилланелл. Особенностью Il Verso является его стилистическое разнообразие; он сочетал самую передовую seconda pratica с возвращением к истокам prima pratica: например, Il bianco e dolce cigno (Secondo libro, 1604) - пародия на постановку Аркадельта в современной структуре барочного трио. Но многие из его пяти- и шестичастных мадригалов также написаны в современном стиле, с прозрачной фактурой и артикуляцией, а также с самым смелым гармоническим написанием. В своих духовных произведениях, опубликованных после его пребывания в Венеции, он, по-видимому, был искусным последователем Джованни Габриэли, которого он восхвалял в "признании" ("ai signori organisti musici") в органном исполнении "Brevi concerti" (1606).