Гюйгенс, Константин
1596 - 1687

Назад

Huygens, Constantijn

Портрет композитора Константин Гюйгенс

  • Дата рождения: 4 сентября 1596 г.
  • Место рождения: Гаага, Нидерланды
  • Дата смерти: 29 марта 1687 г.
  • Место смерти: Гаага, Нидерланды

Биография

Константин Гюйгенс был нидерландским поэтом, дипломатом, музыкантом-любителем и композитором, отцом Христиана Гюйгенса. Он был вторым сыном Кристиана Гюйгенса, секретаря Государственного совета Голландской Республики, и Сюзанны Хёфнагель, племянницы антверпенского художника Йориса Хёфнагеля. Он вырос в Гааге, получив широкое гуманитарное образование, включая языки, науки и искусства, а также танцы, фехтование и верховую езду. Его учителем игры на лютне был Иеронимус ван Сомерен, учителем игры на виоле да гамба - англичанин по имени Уильям Х., а учителем игры на клавишных инструментах - Питер де Войс, органист церкви Святого Якоба в Гааге. Путешествия в юности познакомили его с музыкальной практикой южных Нидерландов, Англии и Венеции.

С 1625 по 1647 год он был личным секретарем штатгальтера принца Фридриха Генриха Оранского, а с 1647 по 1650 год - его сына и преемника Вильгельма II; с 1627 года и до своей смерти он был членом Совета владений Оранского дома. Позже дипломатические миссии привели его в Брюссель, Париж и Лондон. В 1627 году он женился на Сюзанне ван Баэрле, дочери богатого амстердамского купца, и у них родилось пятеро детей.

Творчество

Гюйгенс строго разделял профессиональную деятельность и свободное время, посвященное искусствам, особенно поэзии и музыке. Он считал музыку прежде всего развлечением, но также видел в ней средство продвижения в личных и профессиональных кругах. Он придерживался традиционной концепции, согласно которой музыка должна рассматриваться как воплощение в звуке гармонии, присутствующей во всех аспектах творения.

В 1641 году он анонимно опубликовал краткий трактат, пропагандирующий использование органа для сопровождения пения псалмов в Голландской реформатской церкви. Гюйгенс сочинял музыку на протяжении всей своей жизни, но большая ее часть утрачена. Его единственная опубликованная работа - "Священные и светственные песни", басовая партия которой представляет собой адаптацию аккомпанемента, первоначально написанного для лютни или теорбо. Произведения написаны в выразительном, индивидуальном стиле, сочетающем элементы итальянского сольного мадригала и французской куртуазной песни. Сам Гюйгенс утверждал, что сочинил почти 1000 инструментальных пьес, вероятно, все они были небольшого масштаба, и большинство из них представляли собой стилизованные танцы.

Произведения

Вокальная музыка

  • "Священные и светственные песни" ("Pathodia sacra et profana") (1647) - 20 латинских псалмовых мотетов, 12 итальянских и 7 французских арий
  • 2 французские арии для одного голоса и лютни (1614, 1619)

Инструментальная музыка

  • Аллеманда для виолы да гамба
  • Многочисленные сольные пьесы для лютни, теорбо, виолы да гамба, клавесина, гитары (утрачены)
  • Пьесы для трех виол да гамба (утрачены)

Теоретические труды

  • "Использование или неиспользование органа в церквях Соединенных Нидерландов" ("Gebruyck of ongebruyck van 't orgel in de kercken der Verenighde Nederlanden") (1641)
  • "Церковное использование псалмов" ("Kerck-gebruyck der psalmen") (1658)
  • Латинская автобиография (охватывает первые 20 лет жизни)
  • Заметки в альманахах
  • Поэзия (содержит упоминания о музыке)
  • Переписка

Ноты сочинений Константина Гюйгенса на сайте библиотеки IMSLP