Гюйгенс, Константин
1596 - 1687
Назад
Huygens, Constantijn
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Константин Гюйгенс был нидерландским поэтом, дипломатом, музыкантом-любителем и композитором, отцом Христиана Гюйгенса. Он был вторым сыном Кристиана Гюйгенса, секретаря Государственного совета Голландской Республики, и Сюзанны Хёфнагель, племянницы антверпенского художника Йориса Хёфнагеля. Он вырос в Гааге, получив широкое гуманитарное образование, включая языки, науки и искусства, а также танцы, фехтование и верховую езду. Его учителем игры на лютне был Иеронимус ван Сомерен, учителем игры на виоле да гамба - англичанин по имени Уильям Х., а учителем игры на клавишных инструментах - Питер де Войс, органист церкви Святого Якоба в Гааге. Путешествия в юности познакомили его с музыкальной практикой южных Нидерландов, Англии и Венеции.
С 1625 по 1647 год он был личным секретарем штатгальтера принца Фридриха Генриха Оранского, а с 1647 по 1650 год - его сына и преемника Вильгельма II; с 1627 года и до своей смерти он был членом Совета владений Оранского дома. Позже дипломатические миссии привели его в Брюссель, Париж и Лондон. В 1627 году он женился на Сюзанне ван Баэрле, дочери богатого амстердамского купца, и у них родилось пятеро детей.
Гюйгенс строго разделял профессиональную деятельность и свободное время, посвященное искусствам, особенно поэзии и музыке. Он считал музыку прежде всего развлечением, но также видел в ней средство продвижения в личных и профессиональных кругах. Он придерживался традиционной концепции, согласно которой музыка должна рассматриваться как воплощение в звуке гармонии, присутствующей во всех аспектах творения.
В 1641 году он анонимно опубликовал краткий трактат, пропагандирующий использование органа для сопровождения пения псалмов в Голландской реформатской церкви. Гюйгенс сочинял музыку на протяжении всей своей жизни, но большая ее часть утрачена. Его единственная опубликованная работа - "Священные и светственные песни", басовая партия которой представляет собой адаптацию аккомпанемента, первоначально написанного для лютни или теорбо. Произведения написаны в выразительном, индивидуальном стиле, сочетающем элементы итальянского сольного мадригала и французской куртуазной песни. Сам Гюйгенс утверждал, что сочинил почти 1000 инструментальных пьес, вероятно, все они были небольшого масштаба, и большинство из них представляли собой стилизованные танцы.
Вокальная музыка
Инструментальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Константина Гюйгенса на сайте библиотеки IMSLP