Гюйгенс, Константин
1596 - 1687

Назад

Константин Гюйгенс (Constantijn Huygens) - Голландский поэт, дипломат, музыкант-любитель и композитор

Родился 4 сентября 1596 года, Гаага - умер 29 марта 1687 года, Гаага.

Отец Кристиана Гюйгенса. Он был вторым сыном Кристиана Гюйгенса, секретаря Государственного совета Голландской Республики, и Сюзанны Хефнагель, племянницы антверпенского художника Йориса Хефнагеля. Он вырос в Гааге, получив широкое гуманитарное образование, включая языки, естественные науки и искусство, а также танцы, фехтование и верховую езду. Его учителем игры на лютне был Иеронимус ван Сомерен (р. около 1580; Гаага, 1651), местный музыкант, его учитель игры на виоле да гамба, англичанин по имени Уильям Х. (возможно, английский военный Уильям Хейдон), и его учитель игры на клавишных инструментах Питер де Войс (род. ?Maassluis, ок. 1580; родился в Гааге, 1654), органист церкви Святого Якобскерка в Гааге. Путешествия в юности и ранней юности познакомили его с музыкальной практикой южных Нидерландов, Англии (различные визиты в 1618-24 годах, с 1621 года в качестве секретаря дипломатических миссий) и Венеции (1620 год, в качестве секретаря дипломатической миссии). С 1625 по 1647 год он был личным секретарем штатгальтера, принца Фридриха Генриха Оранского, а с 1647 по 1650 год - сына и преемника последнего, Вильгельма II; с 1627 года и до своей смерти он был членом Совета владений Оранского дома, что обеспечило ему высокий уровень образования. постоянная связь с семьей Оранж Нассау. Позже он побывал с дипломатическими миссиями в Брюсселе (1656, 1657), Париже (1661-1665) и Лондоне (1663, 1664, 1670-1671). В 1627 году он женился на Сюзанне ван Берле, дочери богатого амстердамского купца, и у них родилось пятеро детей. Гюйгенс строго разделял negotium (занятость) и otium (свободное время, посвященное искусству, особенно поэзии и музыке). Сохранившаяся переписка, стихотворения, дневники и мемуары Гюйгенса дают нам подробное представление о его музыкальной деятельности. Он считал музыку, прежде всего, развлечением, однако также рассматривал ее как средство продвижения как в личных, так и в профессиональных кругах. Он придерживался традиционной концепции, согласно которой музыку следует рассматривать как воплощение в звуке гармонии, присутствующей во всех аспектах творчества. Музыка сыграла важную роль в его знакомстве с несколькими любителями музыки из высшего общества как северных, так и южных Нидерландов, например, с харлемским священником Й.А. Баном, семьей ювелиров Дуарте из Антверпена и дворянином из Оранжа Себастьеном Кьезом (посланником Вильгельма III в Мадриде). В его переписке с Мерсенном и Декартом также часто затрагивалась музыка. Его контакты с профессиональными музыкантами, по-видимому, часто были довольно недолгими: они обращались к нему за советом по карьере, покровительством и трудоустройством, а он обращался к ним за музыкальными советами и их новейшими композициями. Среди этих людей были Антуан Боэссе, Хейн, Стеффкин, Николас Ланье (ii), Гобер, Фоскарини, Жак Готье, Шамбоньер и Фробергер. Иногда Гюйгенс использовал их в качестве посредников при покупке музыкальных инструментов; он также использовал для этой цели свои дипломатические связи и друзей-любителей. В 1641 году он анонимно опубликовал краткий трактат, пропагандирующий использование органа для сопровождения пения псалмов в Голландской реформатской церкви, что в то время уже получило распространение в Голландской республике. Трактат вызвал множество положительных откликов со стороны ученых и литераторов, собранных Гюйгенсом и опубликованных в качестве "Благоразумного ответа на авторскую диссертацию об органе" в журнале ecclesiis Confoederati Belgii (Лейден, 1641).; это также вызвало ожесточенную оппозицию, в частности, со стороны Яна Янсзона Калькмана в его брошюре "Антидот", "теген-дар против Гебрюка", "он-гебрюк против оргеля" в "де керкен дер Вереенигде Нидерланден" (Гаага, 1641). Гюйгенс сочинял музыку на протяжении всей своей жизни, но большая ее часть утрачена. Его единственная опубликованная работа - "Pathodia sacra et profana", басовая партия которой представляет собой адаптацию аккомпанемента, первоначально написанного для лютни или теорбо. Произведения написаны в выразительном, индивидуальном стиле, в котором сочетаются элементы итальянского сольного мадригала и французской воздушной песни, фактически формат издания соответствует формату книг Балларда о воздушных песнях. Сам Гюйгенс утверждал, что сочинил почти 1000 инструментальных пьес, вероятно, все они были небольшого размера, и большинство из них представляли собой стилизованные танцы, такие как паваны, аллеманды, куранты, сарабанды и жиги.

Ноты сочинений Константина Гюйгенса на сайте библиотеки IMSLP