Гюйгенс, Христиан
1629 - 1695
Назад
Huygens, Christiaan
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Христиан Гюйгенс был нидерландским математиком, физиком, астрономом и музыкальным теоретиком, вторым сыном Константина Гюйгенса. Он получил широкое образование в области языков, математики и музыки и научился играть на виоле да гамба, лютне и клавесине. Он посещал Лейденский университет с 1645 по 1647 год и Коллегиум Ауриакум в Бреде с 1647 по 1649 год, к тому времени он был уже известен как математик. Он посещал Париж в 1655, 1660-61 и 1663-64 годах, и Лондон в 1661 и 1663 годах. Он изобрел маятниковые часы и открыл кольца вокруг Сатурна. В 1663 году он был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1666 году стал одним из членов-учредителей Парижской академии наук. Он оставался в Париже на пенсию от Людовика XIV с 1666 по 1670, 1671 по 1676 и 1678 по 1681 годы. Когда он не был во Франции, он жил в Гааге со своим отцом.
Во время своих путешествий в Париж и Лондон Гюйгенс познакомился с музыкальной жизнью там и вступил в контакт с различными важными музыкантами, среди них Шамбоньер, Пьер де Ла Барр, Дю Мон и Гобер. Он посещал постановки сценических произведений, таких как "Ксеркс" Кавалли, балет "Нетерпение" и комедии-балеты Люлли-Мольера "Вынужденный брак" и "Сицилиец, или Любовь-живописец". В свои поздние годы в Гааге он поддерживал связь с Квирином ван Бланкенбургом.
Среди его рукописей, подаренных Лейденскому университету в 1697 году, находится одна музыкальная композиция - краткая куранта для клавесина. Гюйгенс развил научный интерес к музыке летом 1661 года, когда его отец принес домой инструкции по настройке карильона в Антверпене, которые описывали тогдашнюю систему настройки среднетонового строя. Он разработал математическое описание системы, включая расчет длин струн и инструкции по настройке, под названием "Деление монохорда".
В период 1676-1678 годов он интенсивно изучал теории Мерсенна, Дзарлино, Салинаса, Кирхера и других, особенно в отношении тональных систем, гамм, интервалов и т.д. Его "Письмо о гармоническом цикле" суммирует идеи, которые он сформировал еще 30 лет назад. Оно включает описание воображаемого транспонирующего клавесина с 31 струной на октаву и 12-нотной сдвигающейся клавиатурой, которая могла использовать различные выборки из полного 31-нотного набора.
Гюйгенс был первым, кто использовал логарифмы как средство разработки математической основы старой теории деления октавы на 31 равную часть. Теоретики XVIII века, такие как Савер, Маттезон, Бланкенбург и Роберт Смит, отдали дань уважения его работе.
Музыкальные сочинения
Теоретические труды