Херлебуш, Конрад Фридрих
1691 - 1765
Назад
Конрад Фридрих Херлебуш (Conrad Friedrich Hurlebusch) - Немецкий композитор, клавесинист и теоретик
Крещён 30 декабря 1691 года, Брауншвейг - умер 17 декабря 1765 года, Амстердам.
Свое первое музыкальное образование он получил от своего отца, Генриха Лоренца Херлебуша, который был ученым и выдающимся клавесинистом и органистом; благодаря ему он познакомился с музыкой Букстехуде, Рейнкена и французских клавесинистов. В 1715 году он покинул Брауншвейг и отправился в Гамбург и Вену, где провел два года; с 1718 года он путешествовал по Италии в качестве клавесиниста-виртуоза, посетив, в частности, Массу и Венецию. В начале 1721 года он вернулся в Германию и провел несколько недель при дворе курфюрста Баварии, но отказался от должности при этом дворе по религиозным соображениям. В августе 1721 года он вернулся в Брауншвейг, где написал свою первую итальянскую оперу "Разница во времени"; там же он отказался от повторного предложения в 1722 году стать придворным музыкантом на службе у герцога Брауншвейгского. В конце года он принял приглашение короля Швеции стать капельмейстером при его дворе, но к Пасхе 1725 года подал в отставку, поскольку не получил обещанного назначения придворным органистом. В Швеции он написал несколько эпизодических произведений для придворных постановок; итальянская опера "Арминио" либо утрачена, либо (по словам Маттесона) так и не была завершена из-за плохого либретто. После отставки он путешествовал по Германии, посетив Гамбург (где познакомился с Телеманом и Маттесоном) и Ганновер (где пытался наладить контакты, позволяющие ему работать в Англии), а также Кассель, Айзенах и Готу. Он ненадолго вернулся в Брауншвейг, где снова отклонил предложение о назначении в суд. В 1726 году он был в Байройте, куда маркграф пригласил его написать драматическую музыку для карнавала; возможно, там была написана музыка для "Гундериха, Доринды и Этеарха", ныне утраченная. В очередной раз он отказался от придворной должности. Вернувшись в Брауншвейг, он закончил свою оперу "Флавио Куниберто" и "трактат" и в ноябре 1727 года переехал в Гамбург, надеясь там обосноваться. Но он был разочарован: его опера осталась неисполненной, и сохранились записи только о двух концертах, которые он дал в начале своего пребывания здесь. Ему не удалось получить место органиста в Петрикирхе в Гамбурге, а также должность в Санкт-Петербурге. В 1736 году Херлебуш, который был одиноким человеком, подвергся нападкам в анонимном памфлете. О его деятельности в течение следующих семи лет ничего не известно, за исключением того, что в какой-то момент он снова оказался в Брауншвейге. 22 февраля 1743 года он был назначен органистом в Ауде Керк в Амстердаме, где оставался до своей смерти. Он преподавал игру на клавишных у богатых любителей и помогал часовщику-музыканту Николасу Вийландту. В 1746 году он получил привилегию на публикацию своей музыки; не все упомянутые работы были реализованы. Последние годы его жизни нельзя было назвать счастливыми: Люстиг, его бывший земляк по Гамбургу, который к тому времени уже жил в Гронингене, публиковал о нем клеветнические статьи (под псевдонимом Конрад Вольгемут), и у него было слабое здоровье. Многие произведения Херлебуша (включая всю его органную музыку) утрачены, поэтому о нем как о композиторе можно составить лишь частичное представление. Его технически нетребовательные клавишные произведения разного качества, по-видимому, предназначались для любителей музыки. Французские и итальянские элементы сосуществуют в сюитах, иногда сводя на нет особый характер отдельных танцевальных движений; чтобы преодолеть трудности в построении целого раздела вокруг одного мотива или темы, Херлебуш часто прибегал к чрезмерному повторению и последовательности. Его талант лучше всего проявляется в малых формах. Среди его од (высоко оцененных Маттесоном) и немногих сохранившихся кантат (которыми восхищались Маттесон и Готтшед) те, что отличаются мелодической и гармонической простотой, хорошей декламацией и вниманием к содержанию текста, являются одними из лучших для того времени, несмотря на отсутствие развернутого мелодического письма. 150 псалмов Давида, дважды переиздававшихся в течение 20 лет, очевидно, широко использовались в Реформатской церкви.
Ноты сочинений Конрада Фридриха Херлебуша на сайте библиотеки IMSLP