Хамфри, Пелхэм
1647 или 1648 - 1674

Назад

Пелхэм Хамфри (Pelham Humfrey) - Английский композитор

Родился в 1647 или 1648 году - умер 14 июля 1674 года, Виндзор 

Самый не по годам развитый из блестящего первого поколения хористов Королевской капеллы после реставрации, он провел в ней всю свою короткую сознательную жизнь. У него не было ни интереса, ни склонности к старому полифоническому стилю; вместо этого он разработал ярко выраженный английский барочный стиль, обогащенный прогрессивными французскими и итальянскими техниками, но основанный на интонациях его родного языка и намного превосходящий экспериментальные усилия любого более раннего английского композитора как по последовательности подхода, так и по технической беглости.

Он был племянником полковника Джона Хамфри, видного кромвелевца, проживавшего в Лондоне. К концу 1660 года он стал певчим Королевской капеллы под руководством Генри Кука; когда в конце 1664 года у него сломался голос, Куку ежегодно выделяли 40 фунтов стерлингов на его содержание – на 10 фунтов больше, чем было принято. Эту разницу приписывали выдающемуся положению Хамфри среди его современников, но это объяснение сомнительно, поскольку молодому Перселлу, покинувшему хор девять лет спустя, полагалось только обычное жалованье в 30 фунтов стерлингов. Тем не менее, очевидно, что мастерство Хамфри как композитора, превосходящее мастерство его коллег-хористов Джона Блоу, Роберта Смита, Томаса Тадуэя, Уильяма Тернера и Майкла Уайза, среди прочих, привлекло внимание, в том числе короля. 50 лет спустя Тадуэй вспоминал те дни, когда некоторые из самых передовых и одаренных детей Чаппелла, такие как мистер Хамфрис, мистер Блоу и другие, стали магистрами композиторского факультета; Его Величество всячески поощрял это, потакая их юношеским фантазиям, так что каждый месяц, по крайней мере, и часто после этого, они создавали что-нибудь новенькое в этом роде... ибо в противном случае было бы напрасно надеяться угодить его Величеству. 22 ноября 1663 года Пепис услышал исполнение псалма li, "написанного на пять голосов одним из сыновей капитана Кука, симпатичным мальчиком"; первая версия "Помилуй меня, Боже" Хамфри (которая, возможно, написана Ричардом Хенманом) соответствует этому описанию. Тексты пяти гимнов Хамфри были включены во второе издание книги Джеймса Клиффорда "Богослужения и гимны", напечатанное в январе 1664 года. Сохранился только один из них, "Поспеши к тебе, о Боже"; еще одно произведение, относящееся к этому периоду, - "Я всегда буду благодарить", написанное совместно Хамфри, Блоу и Тернером и названное "Клубным гимном", потому что, как позже объяснил Бойс, оно было задумано “как символ их братского уважения. и дружбы”. Еще один гимн Хамфри "Всемогущий Боже, возносящий хвалу твоему благословенному Сыну", несомненно, является детским сочинением. Есть свидетельства того, что Хамфри также приложил руку к переделке одного из гимнов Кука: вступительная симфония, принадлежащая "Господи, услышь тебя во время скорби" (отделенная от нее в единственном сохранившемся источнике из-за ошибки переплета), написана рукой Хамфри и может быть его работой. Во время своего пребывания за границей Хамфри получал поддержку за счет платежей из фондов секретной службы (источник, который обычно использовался как в невинных, так и в тайных целях). К концу 1664 года ему было выплачено 200 фунтов стерлингов "на покрытие расходов по путешествию во Францию и Италию", в 1665 году он получил "вознаграждение" в размере 100 фунтов стерлингов, а в 1666 году за ним последовали еще 150 фунтов стерлингов. Его поездки и деятельность за границей не документированы, но вполне возможно, что, как утверждал Бойс столетие спустя, он стал учеником Люлли, который тогда преподавал у Георга Муффата. Задолго до своего возвращения в Англию он получил повышение на королевской службе, 10 марта 1666 года был назначен лютнистом в Частной музыкальной школе, а в январе 1667 года - джентльменом Королевской капеллы; 26 октября того же года он был приведен к присяге и пел тенором. 1 ноября 1667 года Пепис услышал "прекрасный гимн, сочиненный Пелхэмом (который приехал из Франции), на который возлагались большие надежды; и "Эндид" - очень хорошее музыкальное произведение, но все же я не могу назвать этот гимн иначе, как инструментальной музыкой с голосом, потому что ничто не создано из слова вообще". Это, вероятно, отражало большее инструментальное содержание, чем обычно было в гимнах Кука или Локка, и представляло собой первый плод недавних исследований Хамфри. Однако он также изучал другие стили, помимо музыкальных, которые Пепис находил еще менее приемлемыми. 15 ноября он пригласил Хамфри на ужин и обнаружил, что тот настоящий месье, такой же подтянутый, уверенный в себе и тщеславный, и пренебрегает всем и всяким мастерством, кроме своего собственного... послушать, как он смеется над всей этой королевской музыкой... которую они не могут ни отследить, ни настроить, ни понять что угодно... и что француз Гребус, королевский мастер музыки, ничего не понимает и не умеет играть ни на одном инструменте, а значит, не умеет сочинять, и что он поможет ему подняться с места, и что они с королем - великие люди., и то, что он уже поговорил с королем Гребуса, заставило бы мужчину обоссаться. Интриги Хамфри ни к чему не привели, и после этой встречи о нем почти ничего не было слышно вплоть до 1672 года; он, несомненно, был занят сочинением музыки для Королевской капеллы и частных музыкальных коллективов, а иногда и для театра. В январе 1670 года он был избран ассистентом, а в 1672 году - одним из ежегодных попечителей гильдии - Музыкальной корпорации. В 1671 году он сочинил оду ко дню рождения короля "Улыбнись, еще раз улыбнись", "дважды счастливое утро" ("дважды счастливое", потому что в том году та же дата, 29 мая, была отмечена как День святого Георгия). На следующий год он сочинил оду на Новый год "Смотри, могучий сэр" на текст своего друга Роберта Вила, снова сотрудничая с ним в написании оды на день рождения короля, когда тот сошел с трона. 10 января 1672 года Хамфри был назначен на должность скрипичного композитора вместе с Томасом Перселлом. Они вместе с Мэтью Локком были ассистентами Джорджа Хадсона; возможно, это назначение усилило взаимное влияние Хамфри и Локка. 14 июля 1672 года Хамфри сменил Кука, который умер накануне, на посту наставника детей Королевской капеллы и композитора Частной музыкальной школы. Он обучал хористов игре на скрипке, лютне и теорбо, в том числе Перселла, которому он, возможно, также давал уроки композиции. Позже, в 1672 году, он женился на Кэтрин Кук, дочери своего старого хозяина; Вил отпраздновал это событие обращением к моему дорогому другу мистеру П.Х., в котором назвал Хамфри “Веселым юношей”. Дочь Хамфри была крещена 21 ноября 1673 года, но прожила всего несколько недель. В последние месяцы своей жизни Хамфри написал часть музыки для "оперной" постановки Драйдена и Давенанта "Буря", поставленной Томасом Шедуэллом в 1667 году, премьера которой состоялась в театре герцога в Дорсет-Гарден в конце апреля 1674 года. Его здоровье уже ухудшалось; 23 апреля он составил завещание (см. иллюстрацию). Он умер в возрасте 26 лет, находясь при дворе в Виндзоре, и был похоронен три дня спустя в южном клуатре Вестминстерского аббатства, рядом с могилой своего покойного тестя. Пасторальная песня ... в память о своем умершем друге мистере "Пелхэм Хамфрис" был написан Томасом Флэтманом, одним из придворных поэтов, и поставлен бывшим коллегой Хамфри по частной музыкальной деятельности Уильямом Грегори (ii). Она аллегорически изображает Хамфри в образе пастуха Аминтаса и свидетельствует о том уважении, которым он пользовался, и о красноречии его музыки.

Ноты сочинений Пелхэма Хамфри на сайте библиотеки IMSLP