Хьюм, Тобиас
1579 - 1645

Назад

Тобиас Хьюм (Tobias Hume) - Английский композитор и гамбист

Родился в 1579 году - умер 16 апреля 1645 года, Лондон. 

Как профессиональный военный, он служил офицером в шведской и русской армиях, а как виолончелист опубликовал два важных сборника музыки, в основном для Лиры-виолы. Когда в 1629 году он поступил в Чартерхаусскую богадельню, ему было, вероятно, 50 лет (минимальный возраст приема); позже он умер там. Профессия музыканта, его яркий и индивидуальный литературный стиль, его убежденность в том, что виола "должна с легкостью воспроизводить столь же разнообразную и совершенную музыку, как и лютня", и тот факт, что большая часть его музыки, написанной в табулатуре, недоступна большинству современных музыкантов, стали причиной как современного пренебрежение к Хьюму как к талантливому композитору и к его репутации музыкального эксцентрика. Примечательно то, что Юм считал себя прежде всего солдатом: “Я не изучаю красноречие и не исповедую музыку, хотя я люблю Чувство и воздействую на гармонию: Моя профессия, как и мое образование, заключается в том, что я вооружен, и единственной женственной частью меня была музыка; что, в свою очередь, он всегда был щедр, потому что никогда не был наемником”. Обращения Юма к читателю предвещают новую энергию, которую памфлетисты XVII века должны были привнести в английскую прозу; его заявление о том, что виола может составить достойную конкуренцию лютне в качестве сольного, ансамблевого и непрерывного инструмента, стало точным предсказанием изменений в английском музыкальном вкусе. Все известные сочинения Хьюма содержатся в его первой части "Эйреса" (1605) и "Поэтической музыке капитана Хьюма" (1607), первая из которых представляет собой крупнейший сольный музыкальный репертуар для лиры-виолы, созданный одним композитором в начале XVII века. Вместе эти произведения включают инструментальные танцы, пьесы с описательными, причудливыми или юмористическими названиями, программные пьесы и песни. Первая часть "Эйреса" Хьюма содержит, возможно, самые ранние образцы пиццикато: "играйте один такт пальцами, другой - смычком", "чтобы играть пальцами... ваш смычок всегда был у вас в руках" и коль леньо: "Ударяйте по нему тыльной стороной смычка". В этой книге есть несколько игривых и наводящих на размышления названий – "У моей хозяйки есть симпатичная штучка, она ее очень любит и попадает в самую точку", а также урок игры на одной виоле для двоих, при котором один игрок должен сидеть на коленях у другого. Его вторая коллекция, посвященная королеве Анне, выдержана в более сдержанном тоне; это принесло композитору “согласно приказу и удовольствию ее высочества [по ордеру от 6 июня 1607 года] 100 шиллингов”. Не предъявляя больших технических требований к исполнителю, музыка демонстрирует большое мастерство и изобретательность, как в использовании потенциала виолы, так и в эффективности и разнообразии звучности произведений ансамбля.

Ноты сочинений Тобиаса Хьюма на сайте библиотеки IMSLP