Оттетерр, Мартен
1635 - 1712
Назад
Hotteterre, Martin
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мартен Оттетерр — французский мастер по изготовлению духовых инструментов, музыкант и композитор, представитель знаменитой династии Оттетерров, внёсшей огромный вклад в развитие французского инструментального искусства XVII–XVIII веков. Он был сыном Жана Оттетерра-старшего и братом Жана Оттетерра.
В 1657 году Мартен выступал при французском дворе вместе с отцом и братом, исполняя музыку для ансамбля «Hautbois et musettes de Poitou». В 1659 году он официально получил преемственность отцовской должности в этом придворном коллективе. После трагической гибели брата Жана в 1668 году Мартен занял и его пост «hautbois et violon du roi» (гобоист и скрипач короля), а также унаследовал семейную мастерскую и клеймо мастера.
Мастерская Оттетерров в 1668 году была перенесена в квартал l’enclos du palais, неподалёку от Малых ворот под вывеской «Musette», в приходе Сен-Бертелеми. Позже, в 1678 году, она переместилась на улицу Harlay в том же приходе. Мартен пользовался большим уважением при дворе и среди музыкантов. Опись его мастерской, составленная в 1711 году, описывает его как «мастера по изготовлению музыкальных инструментов» и перечисляет около 70 инструментов, включая поперечные флейты различных размеров (quinte de flûte, grosse taille de flûte, petite flûte), а также флажолеты, блокфлейты, гобои, фаготы и мюзеты.
Мартен Оттетерр сыграл ключевую роль в совершенствовании конструкции духовых инструментов. Именно в его мастерской около 1670 года появилась усовершенствованная трёхсоставная поперечная флейта, снабжённая клапаном для ноты D♯/E♭ и отличавшаяся новым изящным профилем. Этот тип флейты был подробно описан и изображён в трактате "Principes de la flûte traversière" (Принципы игры на поперечной флейте), опубликованном в 1707 году его сыном, Жаком Оттетерром (ii).
Кроме того, по свидетельству Боржона де Селлери в трактате "Traité de la musette" (Трактат о мюзете, 1672) и Жака Оттетерра (ii) в "Méthode de musette" (Методика игры на мюзете, 1737), именно Мартен считается изобретателем малого шалума (petit chalumeau) с шестью клапанами, который расширил диапазон мюзета на дуодециму (12 звуков). Эти усовершенствования сделали французский мюзет более выразительным и виртуозным инструментом, соответствующим эстетике придворной музыки Людовика XIV.
До наших дней дошли два музыкальных сочинения Мартена Оттетерра, свидетельствующие о его мастерстве как композитора:
Эти произведения демонстрируют типичный стиль французской инструментальной музыки конца XVII века — сочетание величественности, танцевальной ритмики и изысканной орнаментации.