Оттетерр «Римлянин», Жак (Мартен)
1673 - 1763

Назад

Hotteterre «le Romain», Jacques (Martin)

  • Дата рождения: 29 сентября 1673 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 16 июля 1763 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Жак (Мартен) Оттетерр, прозванный le Romain («Римлянин»), был выдающимся французским флейтистом, композитором, педагогом и теоретиком музыки эпохи барокко. Он был сыном Мартена Оттетерра и самым знаменитым представителем этой музыкальной династии, прославившейся как в искусстве игры на духовых инструментах, так и в их изготовлении.

Он получил блестящее образование и начал карьеру при французском королевском дворе. За несколько лет до смерти своей матери в 1708 году его отец выделил ему 3000 ливров для приобретения должности grand hautbois du roi (главного гобоиста короля). 26 августа 1717 года он получил по наследованию пост flûte de la chambre du roi (флейтиста королевской палаты), заплатив 6000 ливров, хотя уже за девять лет до этого он упоминался на титульной странице своего Premier livre de pièces (Первой книги пьес) как придворный флейтист.

В 1747 году его должности при дворе перешли к его старшему сыну Жану-Батисту Оттетерру (1732–1770), также мастеру и исполнителю на деревянных духовых инструментах. 2 января 1763 года дочь Жака, Мария-Женевьева, вышла замуж за известного органиста Клода-Бениня Бальбастра. Подписавшие брачный контракт знатные лица и выдающиеся музыканты свидетельствуют о высоком социальном положении Жака Оттетерра в конце его жизни.

Его состояние включало несколько роскошных домов в Париже, доходы от преподавания, брака и семейного наследства. На фронтисписе его трактата Principes de la flûte traversière (Основы игры на поперечной флейте) изображён, по всей видимости, сам Оттетерр с трёхчастной флейтой, изготовленной в мастерской его отца. Титон дю Тийе в Orchestre de Parnasse (1743) назвал его одним из величайших музыкантов Франции.

Творчество

Жак Оттетерр был не только выдающимся исполнителем, но и важнейшей фигурой в формировании французской школы игры на флейте. Он создал первые фундаментальные трактаты о технике игры и педагогике этого инструмента. Его Principes de la flûte traversière, ou flûte d'Allemagne, de la flûte à bec, ou flûte douce, et du hautbois (Основы игры на поперечной флейте, или немецкой флейте, на блокфлейте и гобое), опубликованные в 1707 году, содержат разделы о постановке, дыхании, аппликатуре, артикуляции, украшениях и т. д. Это было первое печатное руководство по игре на флейте, переиздававшееся множество раз (до 1765 года) и оказавшее огромное влияние на музыкальную педагогику XVIII века.

В 1715 году он издал Deuxième livre de pièces (Вторую книгу пьес), включавшую первые сонаты для флейты и баса — один из ранних примеров многочастных произведений для этого инструмента. Его L’art de préluder sur la flûte traversière (Искусство прелюдирования на поперечной флейте, 1719) стало первым сочинением, подробно описывающим практику импровизационных прелюдий во всех тональностях. В 1737 году он опубликовал Méthode pour la musette (Метод игры на мюзете), обобщающую технику и эстетику этого изысканного инструмента, связанного с придворными пасторальными жанрами.

В музыке Оттетерра сочетаются итальянская выразительность и французская утончённость. Его прозвище «Римлянин» связано с его интересом к итальянской музыке и пребыванием в Риме. В его сочинениях заметно влияние Корелли, Маччити, Сенайе и других итальянских мастеров. Он создавал изящные пьесы, сонаты и ансамблевые композиции, предназначенные для придворных салонов и аристократических музыкальных кружков.

Оттетерр оказал огромное влияние на развитие французской флейтовой школы. Его произведения характеризуются мелодической мягкостью, элегантной фразировкой и мастерским использованием украшений. Его Premier livre de pièces и Principes стали отправной точкой для новой эры сольного исполнительства на флейте, подготовив почву для таких мастеров, как Блаве.

Произведения

Все сочинения опубликованы в Париже.

  • Principes de la flûte traversière, ou flûte d'Allemagne, de la flûte à bec, ou flûte douce, et du haut-bois (Основы игры на поперечной флейте, или немецкой флейте, блокфлейте и гобое), op.1 (1707; переизд. 1741, посмертно около 1765).
  • Pièces (Пьесы) для флейты и бассо континуо, op.2 (1708; переработ. 1715).
  • Sonates en trio (Трио-сонаты) для двух флейт, скрипок, блокфлейт или гобоев с бассо континуо, op.3 (1712).
  • Première suitte de pièces à deux dessus (Первая сюита пьес для двух верхних голосов), op.4 (1712).
  • Deuxième livre de pièces (Вторая книга пьес) для флейты и бассо континуо, op.5 (1715).
  • Deuxième suitte de pièces à deux dessus (Вторая сюита пьес для двух верхних голосов), op.6 (1717).
  • Troisième suitte de pièces à deux dessus (Третья сюита пьес для двух верхних голосов), op.8 (1722).
  • Concert du rossignol (Концерт соловья), утраченное сочинение.
  • L’art de préluder sur la flûte traversière, sur la flûte à bec, sur le hautbois, et autres instruments de dessus (Искусство прелюдирования на поперечной флейте, блокфлейте, гобое и других верхних инструментах), op.7 (1719).
  • Méthode pour la musette (Метод игры на мюзете), op.10 (1737).
  • La guerre (Война), пьеса для мюзета (1722).
  • Suitte de pièces par accords (Сюита пьес по аккордам, 1722).
  • Airs et brunettes à deux et trois dessus … tiréz des meilleurs autheurs (Аиры и «брюнетты» для двух и трёх голосов, заимствованные у лучших авторов), 1721.
  • Carillons (Колокольчики), для двух инструментов и бассо континуо (1743).

Теоретические труды

  • Principes de la flûte traversière... (Основы игры на поперечной флейте) — 1707.
  • L’art de préluder sur la flûte traversière... (Искусство прелюдирования на поперечной флейте) — 1719.
  • Méthode pour la musette... (Метод игры на мюзете) — 1737.

Жак Оттетерр стал символом французского музыкального барокко и родоначальником французской школы игры на флейте. Его труды и музыка до сих пор считаются основополагающими для изучения исполнительской практики того времени.

Ноты сочинений Жака (Мартена) Оттетерра «Римлянина» на сайте библиотеки IMSLP