Хорн, Иоганн Каспар
1630 - 1685

Назад

Иоганн Каспар Хорн (Johann Caspar Horn) - Австрийский врач и композитор-любитель

Родился в 1630 году, Фельдсберг, Нижняя Австрия (ныне Валтице, Чехия) - умер в 1685 году, Дрезден.

Активно работал в Германии. То немногое, что известно о его жизни, можно найти главным образом в предисловии к его сборнику балетов "Parergon musicum". Он практиковал как врач, завершив свое обучение во Фрайбурге около 1651 года. Позже он изучал юриспруденцию в Лейпциге, где и провел большую часть своей взрослой жизни. По крайней мере, в течение девяти лет, начиная с 1663 года, он принадлежал к братству любителей музыки, возглавляемому Себастьяном Кнюпфером, кантором церкви Томаскирхе. В 1680 году он ненадолго задержался в Дрездене, где опубликовал две части своего цикла кантат "Гармонические звуки". В творчестве Хорна преобладают шесть томов инструментальной музыки "Parergon musicium", по крайней мере два из которых были переизданы при его жизни. Их музыкальное содержание отражает различные подходы к исполнению сюит в Германии того времени, а предисловия содержат информацию о практике исполнения. Первый том, составленный в "итальянской манере", состоит из пятнадцати сюит, каждая из которых состоит из идентичной последовательности танцев. Два из более поздних томов содержат балеты, в которых явно прослеживается французский стиль. Их сюжеты, как и у их французских прототипов, основаны либо на мифологии, как в "Бале Сатурна", посвященном королевскому сыну, либо на квазифилософских темах, как в "Бале аффектов во имя смысла". Один из самых масштабных балов, "Бал мира", состоит из пяти актов, и в нем принимают участие 100 исполнителей. Музыка состоит из серии бинарных танцев. Хорн указал, какие персонажи должны исполнять каждый танец, добавив краткие подзаголовки к первой партии скрипки, например, третий акт балета начинается с "Гавота (слуги Орфе)". Танцы просты и сдержанны. Они редко бывают длиннее 20 тактов. Интерес представляют в основном партии скрипки, которые, как правило, идут в параллельных 3-х тактах. Гармонический интерес минимален, и контрапункт практически отсутствует. В одном из других томов в начале сюит представлены интрады; в другом, следуя традиции, утвердившейся в различных частях Германии, каждая сюита начинается с абстрактного произведения (под названием "сонатина"). Какими бы ни были их стилистические пристрастия, все первые пять томов состоят из пяти частей (иногда скрипки играют в унисон).; в шестом, однако, используются полихоральные техники, включающие до двенадцати частей. Музыкальное произведение "Труд и молодость" частично состоит из поэмы из девяти строф, в которых изображены шесть народных персонажей, среди которых точильщик ножниц, продавец газет и вор. Каждый персонаж поет по одной строфе, и пьеса завершается хором всей группы. Можно предположить, что эта музыка, как и музыка из балетов, предназначалась для любительского исполнения либо музыкальным колледжем, таким как Франкфуртский (которому Хорн посвятил этот сборник), либо Pindusgesellschaft, предшественником студенческих обществ, которые позже ставили рождественские оперетты. Духовая гармонь, исполненная в стиле священного концерта, была одной из последних, полностью основанных на библейских текстах, и одной из первых, для которой требовались инструменты в дополнение к континуо.

Ноты сочинений Иоганн Каспар Хорн на сайте библиотеки IMSLP