Хупер, Эдмунд
ок.1553 - 1621

Назад

Эдмунд Хупер (Edmund Hooper) - Английский органист и композитор

Родился около 1553 года, Северный Халбертон, Девон - умер 14 июля 1621 года, Лондон. 

Возможно, он был певчим в Эксетерском соборе. К 1582 году он уже был членом хора Вестминстерского аббатства, где по патенту от 3 декабря 1588 года стал главным хористом. Хупер, по-видимому, был первым регулярно назначаемым органистом аббатства; его патент, датированный 19 мая 1606 года, был продлен на пожизненный срок в 1616 году. 1 марта 1604 года Хупер стал джентльменом Королевской капеллы. В чековой книжке Королевской часовни и в отчетах лорда-камергера за тот период есть несколько упоминаний о Хупере. Сюда входят расходы на траурную ливрею для похорон королевы Елизаветы I (1603), принца Генриха (1612) и королевы Анны (1618). К ноябрю 1615 года Хупер получил престижную должность органиста Королевской капеллы вместе с Орландо Гиббонсом. Он занимал эту должность до самой своей смерти. 16 июля 1621 года Хупер был похоронен в монастыре Вестминстерского аббатства; его вдова Маргарет была похоронена там же 7 марта 1652 года. Старший сын Хупера, Джеймс, умерший в декабре 1652 года, был мирянином-викарием Вестминстерского аббатства. За исключением небольшого количества клавишных, сохранившаяся музыка Хупера полностью состоит из переложений священных или полусвященных текстов. Хотя он и не был таким плодовитым, как многие его современники, он был одним из самых уважаемых композиторов своего поколения. Почти в каждом сохранившемся до реставрации источнике английской литургической музыки есть по крайней мере одно его сочинение. Джон Барнард отобрал три полных гимна Хупера для включения в свой первый сборник избранной церковной музыки (1641). Большая и всеобъемлющая коллекция рукописей Барнарда содержит еще шесть гимнов в дополнение к фрагментарному тексту одного из сборников проповедей Хупера и двух его праздничных псалмов. Сэр Уильям Лейтон поручил Хуперу внести свой вклад в его публикацию "Слезы или причитания скорбящей души" (1614). Среди других произведений Хупера, опубликованных при жизни композитора, были гармонизации псалмов в псалтырях Томаса Иста (1592) и Томаса Рейвенскрофта (1621). Большая часть музыки Хупера отличается сильным чувством тональной направленности, иногда сочетающимся со смелыми экспериментами в области хроматики. В этом отношении примечателен его полный гимн "Вот, это Христос", один из самых популярных гимнов своего времени. Однако стиль некоторых полных гимнов, приписываемых Хуперу в современных источниках, настолько характерен для XVI века, что такие произведения могут показаться ранними, если они вообще написаны Хупером. Подлинность не менее чем четырех из восьми сохранившихся полных гимнов была поставлена под сомнение из-за их стиля. Из стихотворных гимнов три существуют в светских версиях (с одинаковыми текстами) для голосов и виол в дополнение к более обычным духовным версиям для голосов и органа. Литургическая музыка Хупера включает в себя образцы всех трех типов богослужебных композиций, излюбленных композиторами того периода ("короткая", "стихотворная" и "великая’). Былая популярность музыки Хупера резко контрастирует с нынешним пренебрежением к ней. В современных изданиях доступно лишь очень ограниченное количество его произведений; вероятно, это связано как с низким качеством многих метрических текстов, которые он установил, так и с незавершенностью многих композиций. Еще одним возможным объяснением нынешнего отсутствия интереса к музыке Хупера может быть ограниченный характер его творчества, если сохранившиеся композиции точно отражают творчество композитора. Похоже, что светские вокальные формы не вдохновляли его так же, как и инструментальные ансамблевые жанры. Это достойно сожаления, поскольку его немногочисленные произведения для клавишных отличаются уравновешенностью и чувством сбалансированных фраз, которые редко встречаются в его более объемных произведениях.

Ноты сочинений Эдмунда Хупера на сайте библиотеки IMSLP