Хольцбауэр, Игнац
1711 - 1783

Назад

Игнац Хольцбауэр (Ignaz Holzbauer) - Австрийский композитор

Родился 17 сентября 1711 года, Вена - умер 7 апреля 1783 года, Мангейм. 

Он внес значительный вклад в музыкальную жизнь XVIII века в Мангейме, где в течение 25 лет (1753-1778) был капельмейстером знаменитого избирательного суда, и в Вене. 

Автобиографический очерк, написанный, по-видимому, в 1782 году и впервые опубликованный в 1790 году, содержит основную информацию о жизни Хольцбауэра, за исключением нескольких достоверных дат. С раннего детства его привлекала музыка, но это увлечение не получило поддержки от его отца, венского торговца кожей, который хотел, чтобы он изучал юриспруденцию. Тем не менее, продолжая заниматься музыкой, он обратился к молодым участникам хора при Доме Стефана с просьбой обучить их пению, игре на фортепиано, скрипке и виолончели. В ответ он подарил им свои новые композиции. Он по собственной инициативе изучил "Градус Парнаса" Фукса и в конце концов договорился о встрече с Фуксом, который, ознакомившись с образцовым упражнением, объявил его прирожденным гением и порекомендовал поездку в Италию для совершенствования его музыкальных знаний. После непродолжительной работы у графа Турн-Вальсассины из Лайбаха (Любляна) и краткой поездки в Венецию он был назначен капельмейстером графа Ротталя из Голешова в Моравии. Там в 1737 году была поставлена его опера "Лучио Папирио диттаторе"; в том же году он женился на певице Розали Андреидис. Согласно автобиографии, годом позже пара уехала из Голешова в Вену. Впоследствии они отправились в Италию, где оставались в течение трех лет, посещая Милан, Венецию и другие города. В 1744 году Хольцбауэр сотрудничал с Францем Хилвердингом в создании балетов для венской постановки "Иперместры" Хассе, а с 1746 по 1750 год он работал в Вене над балетной музыкой для Бургтеатра; в 1746 году его имя также ассоциировалось с венским народным театром. В 1751 году Хольцбауэр сменил Брешианелло на посту оберкапельмейстера в Штутгарте, где он и его жена оказались втянутыми в придворные интриги. К счастью, после успешного представления в 1753 году его оперы "Свадьба сельве" в Шветцингене (летней резиденции курфюрста Карла Теодора) он был назначен "капельмейстером театра" в Мангейме, где его собственные произведения доминировали на сцене до 1760 года. Несколько поездок – в Рим (1756), Турин на постановку "Ниттети" (1758), Париж (1758) и Милан на постановку "Алессандро Неллинди" (1759) – помогли расширить его художественный кругозор, но не обеспечили ему прочной международной репутации. В начале следующего десятилетия Хольцбауэр, очевидно, наладил музыкальные связи с Веной: его имя упоминалось в связи с концертами оркестра Бургтеатра (1761-1763), а его оратория "Освобожденная Бетулия" была исполнена несколько раз. В Мангейме, где после смерти Карло Груа в 1773 году он занял пост директора хофкапеллы, его деятельность переключилась с театра на духовную музыку, но он не отвернулся от оперы навсегда: его наибольший успех пришел в начале 1777 года, когда его немецкая опера "Гюнтер фон Шварцбург" была одобрительно принята. Отказавшись следовать за избирательным судом в Мюнхен, он остался в Мангейме, где в 1779 году была поставлена его одноактная опера "Смерть Дидоны". Несмотря на острую потерю слуха и другие недуги, незадолго до своей смерти он сумел завершить еще одну оперу, "Танкреди", для придворного театра в Мюнхене.

Ноты сочинений Игнаца Хольцбауэра на сайте библиотеки IMSLP