Хоффман, Мельхиор
1679 - 1715
Назад
Мельхиор Хоффман (Melchior Hoffmann) - Немецкий композитор и органист
Родился в 1679 году, Беренштейн, близ Дрездена - умер 6 октября 1715 года, Лейпциг.
Будучи мальчиком из хора Дрезденской хофкапеллы, Хоффман получил музыкальное образование у Иоганна Кристофа Шмидта. Осенью 1702 года он отправился в Лейпциг и поступил в университет изучать юриспруденцию. Он также вступил в студенческую музыкальную коллегию, основанную Телеманом. Когда Телеман покинул Лейпциг в июне 1705 года, Хоффман сменил его на посту органиста и музыкального руководителя Нойкирхе и стал директором музыкальной коллегии Телемана. Он также был дирижером Лейпцигской гражданской оперы, которая существовала с 1693 года и для которой он написал ряд произведений. В 1709 году он познакомился со скрипачом-виртуозом Иоганном Георгом Пизенделем, который стал руководителем оркестра коллегиума Хоффмана. В то время ансамбль состоял из 50-60 музыкантов и завоевал известность и признание за пределами Лейпцига. Хоффман, по-видимому, посетил Англию между 1709 и 1710 годами, но подробности неизвестны. Нет никаких определенных свидетельств о посещении Италии в 1714 году, и маловероятно, что он побывал там. В 1713 году он вместе с И.С. Бахом и тремя другими кандидатами подал заявление на замещение Ф.В. Захова в качестве органиста церкви Либфрауэнкирхе в Галле. Когда 19 марта 1714 года Бах в конце концов отказался от этого назначения, консистория Галле предложила его Хоффману, но, хотя он официально принял этот пост, он так и не приступил к исполнению своих обязанностей в Галле и фактически подал в отставку 23 июля. 9 сентября 1714 года он женился на Маргарите Элизабет Филипп и в том же месяце стал одним из немногих лейпцигских музыкантов того времени, получивших гражданство. Он страдал от тяжелой болезни с 1713 года и умер вечером 6 октября 1715 года в возрасте всего 36 лет. Он был похоронен в Иоганнисфридхофе в Лейпциге 10 октября; на похоронах присутствовали все ученики школы Томаса. Хоффман умер зажиточным гражданином, которого современники считали выдающимся композитором и чутким музыкантом. Лейпцигский хронист Кристоф Эрнст Сикул описал его в некрологе как "знаменитого композитора", чья музыкальная коллегия выпустила много прекрасных музыкантов, занимавших видные должности органистов или капельмейстеров при крупных немецких дворах. Готфрид Генрих Штельцель, член коллегии Хоффмана с 1707 по 1710 год, и придворный поэт из Дармштадта Георг Кристиан Лемс в своих произведениях также отдавали должное великому творчеству Хоффмана, а Чарльз Берни считал его одним из лучших композиторов первой половины XVIII века. Несмотря на свою раннюю смерть, Хоффман оставил после себя довольно обширный труд, хотя до наших дней дошла лишь его часть. Сохранилось очень мало его светских произведений, и в частности его опер, и его музыка начала привлекать внимание музыковедов только тогда, когда три произведения, ранее приписываемые Баху, были признаны авторами Хоффмана. В более ранних исследованиях Хоффмана часто путали с композитором из Бреслау Иоганном Георгом Хоффманом. В музыке Мельхиора Хоффмана чувствуется необычная и эффектная оркестровка. Его кантаты и оперные арии отличаются приятными, привлекательными и доступными мелодиями, иногда с сильным эмоциональным акцентом, как, например, в кантате "Я вижу мир и смерть". В его более поздних сочинениях заметно итальянское влияние.
Ноты сочинений Мельхиора Хоффмана на сайте библиотеки IMSLP