Идальго, Хуан
1614 - 1685
Назад
Хуан Идальго (Juan Hidalgo) - Испанский композитор и арфист
Родился 28 сентября 1614 года, Мадрид - умер 31 марта 1685 года, Мадрид.
В 1630 или 1631 году он был принят в испанскую королевскую капеллу в качестве арфиста, ответственного за аккомпанемент как духовной, так и светской музыки. Примерно в 1645 году он начал исполнять обязанности главного композитора светских песен, театральных песнопений и вильянсико, а также руководителя придворных камерных музыкантов. Плодовитый, отзывчивый, преданный своему делу и пользующийся всеобщим восхищением, он до самой своей смерти доминировал в придворной светской и театральной музыке и был, вероятно, самым влиятельным композитором своего времени в испаноязычном мире. Он был известен прежде всего как придворный композитор камерных песен и театральной музыки, но среди его сохранившихся произведений - большое количество священных вильянсико и немного литургической музыки. В 1655 году он получил 200 дукатов от архиепископа Севильи, возможно, за выполнение поручения. Хотя краткая автобиографическая справка указывает на то, что работа Идальго как театрального композитора началась в 1640-х годах, это основное направление его деятельности не могло быть подтверждено иным образом вплоть до 1650-х годов. Он написал музыку по меньшей мере к девяти "autos sacramentales" (аллегорическим религиозным пьесам, публично исполнявшимся в честь праздника Корпус-Кристи); его работы для придворных сцен включали песни к 16 устным пьесам (комедиям), частично спетым сарсуэлам и полуоперам, а также к двум исключительным полностью спетым операм. Среди сохранившихся песен для комедий - "Плач по нимфе Каненте" из пасторали "Пико и Каненте" (1656) является ярким примером его оригинальности и самобытного подхода к текстовому выражению. Вероятно, он сотрудничал с драматургом Педро Кальдероном де ла Барка в постановках первых "зарсуэлов", начиная с "Лавра Аполлона" (1657), и его песен к более поздней "зарсуэле", "Лос-селос хасен эстрельяс" (1672) на текст Хуана Велеса де Гевары, которые сохранились до наших дней. Самыми масштабными и новаторскими работами Идальго были мифологические полуоперы и две оперы, созданные им совместно с Кальдероном. Из полуопер доступна часть его музыки к опере Кальдерона "Поместье Прометея" (1670-1675), а вся сохранившаяся вокальная партитура к монументальной опере Кальдерона "Фортуны Андромеды и Персея" (1653) с ее речитативами в трехметровом исполнении приписывается Идальго. Оперы "Пурпура розы" и "Ночь в воздухе Матана" были написаны в ознаменование Пиренейского мира (1659) и испано-французской королевской свадьбы 1660 года. Сохранилось несколько версий либретто Кальдерона к операм, но партитура Идальго к одноактной "Опере Розы" (1659) утрачена. Сохранилась полная партитура трехактной оперы "Ночь на воздухе" (?1660). Хотя часто утверждается, что Идальго создавал свой театральный стиль по образцу итальянской оперы, это утверждение не подтверждается обоснованным анализом его произведений. За годы его работы придворным композитором сильнейшее итальянское влияние на испанские придворные пьесы проявилось в визуальных эффектах, созданных иностранными сценографами. В музыке Идальго преобладает традиция иберийской светской песни, хотя он следовал нетехническим советам итальянского сценографа Баччо ди Бьянко и адаптировал речитативный монолог для важных диалогов и речей богов в придворных полуоперах (начиная примерно с 1652 года) и для особо значимых моментов в “Любовь убивает”. Это произведение сохранилось как самая ранняя из дошедших до нас полных испанских опер, исключительная в контексте испанской театральной музыки 17-го века только потому, что оно полностью исполнено. Идальго подошел к этому необычному заказу, используя известные испанские музыкальные и театральные традиции, разработанные для полуопер. Основная структура - строфические мотивы, поступательное движение и непрерывность которых прерываются только драматическими речитативными монологами в самые напряженные моменты или как выражение сверхъестественной силы. Оперные традиции Идальго и его музыкальный стиль явно отличаются от любого из нескольких современных видов оперы, культивируемых в Италии. Его бережное, специфическое использование речитатива и его подход к формированию и ритму речитативных мелодий отличаются от других драматических композиторов 17-го века. В песнях и напевах, которые почти исключительно силлабические, диатонические и пронизаны синкопами и полуулыбками, особенно важна его адаптация испанских танцев (таких как джакара и сегидилья) для придания характерности и правдоподобия. Более того, отсутствие в его песнях итальянских эмоциональных приемов или жестов, а также шаблонных или строфических басовых паттернов стилистически отдаляет их от практики современных итальянских композиторов. Во время карьеры Идальго итальянская опера в Мадриде не ставилась, итальянские оперные композиторы не искали работу в Мадриде, а испанские композиторы не учились за границей. Сомнительно, чтобы Идальго знал современную итальянскую оперу, за исключением его работы с Баччо ди Бьянко и возможного контакта с римским либреттистом Джулио Роспильози, который несколько лет пробыл в Мадриде в качестве папского легата. С другой стороны, музыка Идальго была известна в Италии, Франции и Латинской Америке. Его театральные песни звучали в Мадриде, а также на концертах возрождения в других странах Испании и Латинской Америки, и другие композиторы даже использовали их в качестве образцов для исполнения "священных вильянсико", хотя сам Идальго внес много вильянсико в репертуар "священных народных песен". Большинство театральных песен можно найти в партитурах и исполнительских партиях в многочисленных библиотеках и архивах Испании, Европы, США и Латинской Америки, а также в антологиях. Место Идальго в истории испанской театральной музыки сравнимо с местом Люлли во Франции или Перселла в Великобритании. Как и Перселл, он работал с величайшим драматургом своего времени и писал в основном для частично спетых постановок, рассчитанных как на королевских покровителей, так и на широкую, но искушенную публику. Как и Люлли, он не только сочинял музыку для самых важных политических событий, но и занимался разработкой национальной театральной музыки, соответствующей характерному театральному стилю испанских актеров, стилизованному достоинству в высшей степени символичных драматических текстов и их изысканным визуальным эффектам. Как композитор он пользовался меньшим влиянием, чем драматург и художник-постановщик, но ему посчастливилось поработать с Кальдероном, возможно, сильнейшим драматургом Европы, и воспользоваться спонсорской поддержкой амбициозного артиста маркиза де Элише, чьи постановки в течение короткого периода считались одними из самых смелых, богатый и инновационный в Европе.
Ноты сочинений Хуана Идальго на сайте библиотеки IMSLP