Хертель, Иоганн Вильгельм
1727 - 1789

Назад

Иоганн Вильгельм Хертель (Johann Wilhelm Hertel) - Немецкий скрипач, клавишник и композитор

(родился в Айзенахе, 9 октября 1727; родился в Шверине, 14 июня 1789). Скрипач, клавишник и композитор, с

Сын Иоганна Кристиана Хертеля. Изначально предназначенный стать юристом или богословом, он, тем не менее, получил раннее музыкальное образование у ученика И.С. Баха И.Х. Хайля (1706-1764), и к 12 годам он уже сопровождал своего отца в концертных турах в качестве клавесиниста. В 1742-1743 годах он учился игре на скрипке у Карла Хека, концертмейстера в Цербсте, а в 1744 году стал скрипачом и клавесинистом при дворе в Стрелице, где также работал его отец. У него были контакты с ведущими берлинскими музыкантами, такими как Франц Бенда, К.Х. и И.Г. Грауны и К.Ф.Э. Бах; Франц Бенда учил его игре на скрипке, а К.Х. Граун поощрял его сочинительство. После роспуска Стрелицкой хофкапеллы (1752) он стал придворным композитором в Шверине в 1754 году и некоторое время работал органистом и руководителем церковной музыки в Штральзунде (1759-1760). С 1764 года он был личным секретарем принцессы Ульрики, а когда в 1767 году Хофкапелла переехала в Людвигслуст, герцог Фридрих уволил его оттуда, чтобы он мог остаться в Шверине. С 1770 года он был тайным советником на службе у принцессы Ульрики, но продолжал сочинять музыку, организовывать концерты при дворе и давать уроки музыки. В последние годы жизни он оставил скрипку и посвятил себя клавишным инструментам. В юности Хертель считался одним из лучших скрипачей школы Франца Бенды; он написал впечатляющую серию из девяти скрипичных концертов, а также камерную музыку и трио-сонаты. Его 17 клавишных концертов, богатых изобретательностью и отличающихся плавным исполнением пассажей, являются важными достижениями Северной Германии в этом жанре и стоят в одном ряду с произведениями К.Ф.Э. Баха и А.К. Кунцена. Его сонаты и другие произведения для клавишных, в основном все еще типичные для клавесина, заметно уступают концертам. 40 симфоний занимают важное место в его творчестве. В то время как его симфонические сочинения изначально были написаны в стиле берлинской школы Хассе и Грауна, после 1760 года они претерпели уникальные для северной Германии того времени стилистические изменения, впитав южногерманские влияния. Его симфонии, написанные в основном для струнных, валторн, гобоев и флейт, отличаются незамысловатой, незамысловатой техникой исполнения и почти афористичной, ритмически емкой и блестящей подачей тематического материала. Он также написал музыку к сценическим произведениям, увертюрам и другим инструментальным концертам, включая десять концертов для гобоя. Однако, несомненно, именно чрезвычайно богатые вокальные композиции Хертеля заставили Гербера причислить его к числу "самых изысканных композиторов" второй половины XVIII века. Он писал для Шверинского придворного оркестра песни во многих вокальных жанрах, включая мессы, сцены Страстей Господних, духовные кантаты, светские праздничные кантаты, арии и хоралы с оркестровым сопровождением. Действительно, за пределами Шверина было известно очень мало его вокальных произведений; были опубликованы только одна ария и два сборника песен (1757-1760), не считая песен в современных антологиях и периодических изданиях. Два сборника песен (с текстами И.Ф. Левена, секретаря суда в Шверине) демонстрируют влияние К.Ф.Э. Баха, Г.Ф. Телемана, И.В. Гернера и А.К. Кунцена; они содержат песни в стиле фолк с легкой текстурой, которые также можно исполнять только на фортепиано. Среди его литературных произведений - трактат о чистокровном басе, три автобиографии и сборник эссе Вольтера и других авторов.

Ноты сочинений Иоганна Вильгельма Хертеля на сайте библиотеки IMSLP