Хербст, Иоганн Андреас
1588 - 1666

Назад

Иоганн Андреас Хербст (Johann Andreas Herbst) - Немецкий теоретик и композитор

Крещён 9 июня 1588 года, Нюрнберг - умер 24 января 1666 года, Франкфурт-на-Майне. 

Его достижения во многом схожи с достижениями Михаэля Преториуса. Будучи капельмейстерами, они оба представили новый концертный стиль в различных городах Германии; многие из их сочинений содержат подробные инструкции по исполнению в стиле концертато. "Музыкальная практика" Хербста, руководство по пению в итальянской манере, представляет собой переработку материала из третьего тома "Музыкальной синтагмы" Преториуса, а предложенный Преториусом, но так и не опубликованный четвертый том "музыкальной синтагмы", в котором речь шла бы о композиции, был реализован в "Поэтической музыке" Хербста.

Хорошо написанные теоретические исследования Хербста указывают на то, что он получил хорошее образование, вероятно, в поздней школе в Нюрнберге. Неизвестно, кто учил его музыке, но выдающимся композитором в этой области в его ранние годы был Хасслер, который до 1608 года то приезжал в Нюрнберг, то уезжал из него, и независимо от того, учился ли Хербст у него на самом деле, на него, несомненно, повлияло знакомство с его музыкой. Рекомендованный как опытный композитор и исполнитель, особенно на скрипке, Хербст покинул Нюрнберг в 1614 году, чтобы стать капельмейстером при дворе ландграфа Филиппа V в Буцбахе. В 1619 году он поступил на службу к брату Филиппа, Людвигу V, при более крупном гессенском дворе в Дармштадте. Четыре года спустя он был назначен капельмейстером во Франкфурте - должность, учрежденную для него городским советом. Именно там он внес свой наибольший вклад в практическую музыку, придав импульс и направление тому, что ранее было лишь скромной музыкальной жизнью. Его самым известным учеником был П.Ф. Бюхнер. В 1636 году Хербст покинул Франкфурт, чтобы стать капельмейстером в Нюрнберге. (Вопреки тому, что было написано об этом переезде, он подал заявление на эту должность – его не приглашал городской совет). Его главной обязанностью было проводить традиционные воскресные дневные представления во Фрауэнкирхе, единственной крупной церкви Нюрнберга, у которой не было собственной поздней школы. Органисты из других церквей, инструменталисты и певцы, нанятые городом, молодые музыканты, проходящие подготовку для будущей работы, и лучшие певцы из хоров церковных школ - все они собрались вместе на эти концерты. Нет никаких указаний на то, что Хербст что-то добавил к и без того активной музыкальной жизни Нюрнберга, и он вызвал недовольство своих коллег, оставив себе 100 гульденов, которые город ранее раздавал исполнителям на концертах во Фрауэнкирхе. Когда в 1644 году он уезжал, чтобы вернуться во Франкфурт, он жаловался: "Я ни в чем не мог преуспеть в своем родном городе". Он не мог иметь в виду жалованье, поскольку в Нюрнберге он получал 280 гульденов, а в то время, когда покидал Франкфурт, - только 200. Кроме того, во время своего пребывания в Нюрнберге он смог опубликовать две свои самые важные книги - "Музыкальная практика" (1642) и "Поэтическая музыка" (1643). Второй франкфуртский период творчества Хербста, с 1644 года до его смерти, ознаменовался кульминацией его работы в качестве церковного музыканта примерно в 1650 году, за которой последовал постепенный спад по мере того, как городской совет постепенно отказывался от своей поддержки. Его здоровье начало ухудшаться после 1650 года, и совет уже искал преемника перед его смертью.

Ноты сочинений Иоганна Андреаса Хербста на сайте библиотеки IMSLP