Хеллендаль, Питер
1721 - 1799

Назад

Питер Хеллендаль (Pieter Hellendaal) - Голландский скрипач, композитор и органист

Крещён 1 апреля 1721 года, Роттердам - умер 19 апреля 1799 года, Кембридж.

Активно работал в Англии. Когда ему было девять лет, семья переехала в Утрехт, где 11 января 1732 года он был назначен органистом Николаевской церкви. В 1737 году семья переехала в Амстердам. Меломан Маттеус Лестевенон, секретарь амстердамского муниципалитета, помог Хеллендалю учиться у Тартини. До ноября 1743 года он вернулся из Италии и выступал в качестве скрипача в нескольких амстердамских гостиницах. 14 февраля 1744 года он получил привилегию на публикацию своих сочинений, и в Амстердаме были изданы его первые два сборника скрипичных сонат. В июне 1744 года он женился на дочери амстердамского хирурга. С 1749 по 1751 год Хеллендаль жил в Лейдене, где поступил в университет и сделал все возможное, чтобы закрепиться в кругах любителей академической музыки. Он часто выступал на публике в Лейдене, а также в Гааге и Делфте. Однако в Нидерландах у него было мало возможностей заработать на жизнь. 9 октября 1751 года он дал свой последний концерт в Лейдене и уехал в Лондон. В последующие годы Хеллендаль принимал активное участие в музыкальной жизни Лондона. Он выступал с концертами в зале Хикфорда и в других местах, а его коллеги-исполнители считались одними из "лучших исполнителей в городе" ("Дженерал адвертайзер", 28 февраля 1752 года); 13 февраля 1754 года он принял участие в "Ацисе и Галатее" Генделя, сыграв соло на скрипке в перерывах между актами. Находясь в Лондоне, он опубликовал свои шесть больших концертов, соч.3, за что получил королевскую привилегию от 23 апреля 1758 года. В конце 1759 года он подал заявление о приеме на должность дирижера оркестра музыкальной комнаты в Оксфорде. Он руководил там концертом 5 ноября и сыграл свой собственный концерт; но был назначен другой кандидат, Дж.Б. Малчер. В августе 1760 года Хеллендаль дал концерт в ратуше Кингс-Линн. Вскоре после этого, 5 сентября 1760 года, он был назначен органистом тамошней церкви Святой Маргариты, сменив Чарльза Берни. В 1762 году Хеллендаль переехал в Кембридж. Здесь он работал сначала как исполнитель, а затем как преподаватель игры на скрипке и теории (среди его учеников был Чарльз Хейг, который в 1799 году был назначен профессором музыки). Согласно "Кембриджской хронике" от 19 ноября 1762 года, Хеллендаль был назначен органистом часовни Пембрук-Холл. Он принимал участие во многих концертах, представлявших особый интерес в Кембридже и других местах, особенно в Восточной Англии. 25 мая 1763 года "Мессия" был дан Джоном Рэндаллом в здании Сената "с соло на скрипке мистера Хеллендаля". 28 мая и 8 июня 1767 года он выступал с панталеоном-виртуозом Ноэлем в залах Тринити-колледжа и Колледжа Христа. 6 октября 1773 года в Бери-Сент-Эдмундсе мы впервые слышим о выступлении в качестве скрипача сына Хеллендаля, Питера (род. в Лондоне, около 1756 года), который стал известным кембриджским кларнетистом, преподавателем музыки и продавцом нот. Некий Хеллендаль принимал участие в поминках по Генделю в Лондоне в 1784 году, но неизвестно, был ли это отец или сын. В 1769 году произведение Хеллендаля "Слава отцу" было удостоено ежегодной премии клуба знатных людей и джентльменов Catch Club. Примерно в это же время были опубликованы его шесть сонат для скрипки и континуо, соч.4. В апреле 1777 года он был назначен органистом часовни Питерхаус, сменив доктора Рэндалла, профессора музыки в Кембридже. С этого времени количество информации о концертах Хеллендаля резко сокращается. Он переехал на Трампингтон-стрит, напротив Питерхауса, и 11 июля 1778 года предложил подписаться на “Двенадцать его соло для скрипки”. Около 1780 года его восемь соло для виолончели с глубоким басом были опубликованы за его счет и посвящены кембриджскому торговцу мукой Джону Андерсону. Его последний номерной сборник "Три больших урока, соч.6" был издан в Лондоне и посвящен мисс Андерсон; партия фортепиано считалась утерянной, пока не была обнаружена Чарльзом Кадвортом в 1971 году. Еще одно фортепианное произведение без номера опуса, напечатанное Моррисом Барфордом в Кембридже под названием "Знаменитое рондо Хеллендаля", на самом деле является произведением для скрипки и континуо. В последние десятилетия жизни Хеллендаля в доме композитора был издан ряд вокальных произведений, некоторые с инструментальным сопровождением, а также сборник метрических псалмов. Сын Хеллендаля Питер сотрудничал в последнем, и в 1790 году он также отвечал за отбор и аранжировку различных гимнов из коллекции псалмов и песнопений своего отца для использования в приходских церквях. В коллекцию была включена одна из собственных композиций Питера. В 1791 и 1797 годах было объявлено о публикации еще шести сонат для клавесина, скрипки или флейты и переложения "Нагорной проповеди", но копии неизвестны, и эти произведения, возможно, никогда не публиковались. Хеллендаль умер в 1799 году и был похоронен в Кембридже на кладбище Сент-Мэри-Лесс, рядом с Питерхаусом. Сейнсбери отзывался о Хеллендале как о "человеке с несомненными достижениями в музыкальной науке"; это особенно заметно в "больших концертах", сонатах соч.4 и некоторых соло соч.5. Многие из его работ выдержаны в стиле итальянского позднего барокко: они следуют практике чистокровного баса и в основном состоят из монотематических движений с асимметричной бинарной структурой. Его скрипичные сонаты в целом соответствуют циклической структуре из трех частей, которую предпочитал Тартини (медленно, быстро, еще раз быстро). Его концерты, соч.3, как и соч.6 Генделя, сочетают в себе множество стилей и форм; они, как правило, фугальные и демонстрируют прогрессивные качества в свободном обращении с партией альта и относительно незначительном значении концертино. Только в "Трех больших уроках", соч.6 (1790), он перешел на более современный язык. Скрипичный почерк Хеллендаля отличался характерной виртуозностью, и написанные им каденции к его скрипичным сонатам с автографами особенно ценны для изучения исполнительской практики конца XVIII века. В последний раз о сыне Хеллендаля Питере слышали как о солисте в одном из концертов его отца, который был исполнен на благотворительном концерте 17 апреля 1801 года под руководством Чарльза Хейга, бывшего ученика Хеллендаля-старшего.

Ноты сочинений Питера Хеллендаля на сайте библиотеки IMSLP