Хайнихен, Иоганн Давид
1683 - 1729

Назад

Иоганн Давид Хайнихен (Johann David Heinichen) - Немецкий композитор и теоретик

Родился 17 апреля 1683 года, Крессульн, графство Вайсенфельс - умер 16 июля 1729 года, Дрезден. 

Он был сыном Давида Хайнихена, который, получив образование в Лейпцигской школе Томаса и университете, переехал в Крессульн, чтобы всю жизнь работать пастором. Как и его отец, Хайнихен учился в школе Томаса, проявив в детстве значительные музыкальные способности. (Согласно его собственному свидетельству в "Генерал-бас-гитаре по композиции", это включало в себя сочинение духовной музыки и дирижирование ею в местных церквях.) 30 марта 1695 года он поступил в школу Томаса, и его образование включало уроки игры на клавесине и органе у Иоганна Кунау. Талант Хейнихена произвел впечатление на Кунау, который нанял молодого студента в качестве своего ассистента, ответственного за копирование и исправление рукописей самого Кунау. В 1702 году Хайнихен поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет, получил ученую степень в 1706 году и сразу же переехал в Вайсенфельс, чтобы начать адвокатскую практику. Придворная музыкальная жизнь под патронажем герцога Иоганна Георга, похоже, вскоре отвлекла Хайнихена от его карьеры юриста. Иоганн Филипп Кригер, капельмейстер, по-видимому, поощрял Хайнихена писать музыку для придворных мероприятий. Кроме того, Хайнихен познакомился с другими композиторами, в том числе с Готфридом Грюневальдом, ассистентом Кригера, придворным органистом Кристианом Шифердекером и некоторое время Рейнхардом Кайзером, ведущим оперным композитором Гамбурга. В 1709 году Хайнихен вернулся в Лейпциг по просьбе управляющего оперным театром, для которого он написал несколько опер. Он также стал директором музыкальной коллегии, которая собиралась в кофейне Лемана. В этот период Хайнихен был назначен композитором при дворе Цайца и оперным композитором при дворе Наумбурга. В течение этого года, если не раньше, он нашел время написать первую версию своего трактата о чистокровке, опубликованного в 1711 году. В 1710 году Хайнихен оставил свою успешную карьеру в Лейпциге, чтобы отправиться в Венецию, центр итальянской оперной музыки, стиль которой он был полон решимости изучить из первых рук. В Венеции ему было поручено написать две оперы для театра Святого Ангела "Марио" и "Страсти по любви", обе они были успешно поставлены в 1713 году. В Венеции Хайнихен лично познакомился со многими известными итальянскими музыкантами и композиторами, включая Гаспарини, Поллароли, Лотти и Вивальди. В 1712 году он отправился в Рим, где давал уроки музыки молодому принцу Леопольду Ангальт-Кетенскому, впоследствии покровителю И.С. Баха. Более подробных сведений о путешествиях Хайнихена по Италии не сохранилось. Он оставался в Италии, главным образом в Венеции, до 1716 года. Его растущая слава как композитора привлекла внимание принца-курфюрста Саксонского, который нанял его капельмейстером при Дрезденском дворе - должность, которую Хайнихен занял в 1717 году и занимал всю свою жизнь. В Дрездене Хайнихен делил обязанности капельмейстера с Иоганном Кристофом Шмидтом. Двор Августа Сильного содержал одно из самых важных музыкальных учреждений в Европе. В придворном оркестре Хайнихен нашел таких выдающихся музыкантов, как скрипачи Верачини, Волумье и Пизендель (один из учеников Хайнихена), флейтисты Буффарден, Хебенштрайт и Кванц, а также лютнист С.Л. Вайс. Для придворного театра он написал только одну оперу "Флавио Криспо", которая так и не была поставлена. По причинам, которые остаются неясными, итальянская оперная труппа при дворе была распущена по приказу короля, когда между композитором и певцами Сенезино и Берселли вспыхнули ссоры. Партитура Флавио Криспо обрывается без объяснения причин ближе к концу заключительного акта, как будто композитор отказался от нее во время этих разногласий. Хотя опера больше не имела никакого значения в карьере Хайнихена, он написал большое количество музыки, как светской (в форме кантат, серенад и инструментальных произведений), так и духовной, в многочисленных партитурах, которые в основном исполнялись в королевской капелле. В последние годы жизни Хайнихен пересматривал и переписывал свое предыдущее руководство по чистокровной езде, опубликовав его в 1728 году за свой счет. Он умер от туберкулеза и был похоронен 19 июля 1729 года на кладбище Йоханнискирхе. Хайнихен сочинял почти во всех популярных в то время жанрах, за исключением клавишных. Большинство его партитур были написаны специально для исполнения обязанностей придворного капельмейстера. Зайбел перечислил более 250 произведений, многие из которых, включая некоторые оперы и церковную музыку, были утрачены во время Второй мировой войны. Ни одно из его произведений не было опубликовано при его жизни, и очень немногие из них появились в современных изданиях. Его музыкальный стиль подтверждает его собственное кредо о том, что музыка должна быть написана в стиле, сочетающем национальные особенности немецкой, французской и итальянской музыки. Таким образом, его музыка носит скорее галантный или доклассический характер, чем напоминает контрапунктическую сложность, присущую северонемецким композиторам эпохи барокко. Его инструментальные концерты, сольные и трио-сонаты явно имеют итальянское стилистическое происхождение; однако Хайнихена особенно интересовали необычные инструментальные краски, и его произведения (как показал Хауссвальд) мастерски демонстрируют необычные инструментальные сочетания и звучность. Его вокальная музыка, особенно светские произведения, демонстрирует очевидную связь с венецианской оперной практикой начала XVIII века, и в этих партитурах мало что осталось от музыкально-драматического размаха ранних немецких оперных композиторов, таких как Кайзер. Однако именно его великий трактат "О генерал-басе в области композиции" обеспечивает Хайнихену неизменное положение в авангарде теоретиков барокко. Современники высоко ценили его за это произведение; Чарльз Берни ("Всеобщая история музыки") назвал его "Рамо Германии". Маттесон и Шайбе были одними из многих выдающихся писателей XVIII века, которые привлекли внимание к трактату Хайнихена. "Генерал-бас" - это энциклопедия знаний не только для практики игры на бас-гитаре, но и для получения широкого спектра теоретической и философской информации, касающейся искусства композиции. Изучение чистокровного бас-гитариста было для Хайнихена не только средством приобретения навыков игры на клавишных инструментах для аккомпанемента на басу continuo, но и лучшим методом изучения всей техники композиции. "Генерал-бас в сочинении" - это не новое издание его первого трактата, а скорее полное переписывание, которое почти удваивает содержание оригинальной книги. Он был составлен после богатого музыкального опыта Хайнихена в Италии, и его новое содержание отражает итальянское влияние на его идеи, особенно в том, что касается исполнительской практики. "Einleitung", новый для второй версии, содержит руководство для композиторов, и этот раздел дает нам наиболее конкретное представление о немецких композиционных принципах музыкальной риторики и выражения чувств. Еще одним бесценным дополнением к его трактату являются подробные комментарии по использованию нефигурных басов, которые завершаются практической демонстрацией того, как можно использовать нефигурные басы в кантате Алессандро Скарлатти "Ласка, о ласка, все прекрасно". На протяжении всего выступления генерал-баса Хайнихен вставлял множество примечаний, которые звучали очень похоже на восторженные замечания учителя своим ученикам. Эти замечания часто дают важные ключи к пониманию эстетических и теоретических доктрин Хайнихена. Немногие композиторы эпохи барокко оставили нам столь уверенные, проверенные опытом отзывы о своем музыкальном искусстве.

Ноты сочинений Иоганна Давида Хайнихена на сайте библиотеки IMSLP