Хебенштрайт, Панталеон
1668 - 1750

Назад

Панталеон Хебенштрайт (Pantaleon Hebenstreit) - Немецкий панталеонист, скрипач и композитор

Родился 27 ноября 1668 года, Кляйнхеринген, северный Наумбург - умер 15 ноября 1750 года, Дрезден. 

Считается, что в молодости он зарабатывал себе на жизнь в студенческих кругах Лейпцига игрой на скрипке и преподаванием танцев и клавишных инструментов. Под угрозой ареста за долги он бежал в деревню недалеко от Мерзебурга, где поступил на службу к пастору в качестве наставника его детей. Там ему пришла в голову идея создать художественный инструмент на основе деревенской формы цимбал, которые использовались для танцевальной музыки в деревенской гостинице; пастор был искусным мастером и помогал ему в преобразовании. В своем окончательном виде инструмент имел двойные струны из металла и нот. Хотя инструмент привлек внимание благодаря своим гибким динамическим вариациям, неизвестно, планировал ли Хебенштрайт его с учетом этой особенности. Разработка инструмента, должно быть, была завершена к 1697 году. Предполагается, что вскоре Хебенштрайт и его "изобретение" привлекли внимание проезжавшего через деревню придворного, который организовал демонстрацию при дрезденском дворе. Очевидно, Хебенштрайту удалось свести свои счеты в Лейпциге, поскольку в 1697 году в городе можно было услышать, как он играет на своих "цимбалах"; Иоганн Кунау сообщал (в "Музыкальной критике" Маттесона, 1725), что “Monsr. Панталон выступал в роли маэстро танца”. Кунау подчеркнул техническую сложность и мастерство игры Хебенштрайта и упомянул о визите, который Хебенштрайт нанес Ж.Б. Волумье в Берлин (это, должно быть, было задолго до 1697 года); Хебенштрайт провел там три месяца, посвятив их исключительно практике. В 1698 году под именем "мисс Пандалон, учитель танцев из Лейпцига" он отправился ко двору в Вайсенфельсе, где герцог Иоганн Георг назначил его постоянным учителем танцев. Август Сильный услышал его игру там в 1703 году. В 1705 году Хебенштрайт посетил Париж. Людовик XIV был настолько впечатлен, что, как говорят, приказал назвать этот инструмент "панталеон" в честь его изобретателя. Аббат де Шатонеф услышал Хебенштрайт в салоне Нинон де Ланкло и упомянул о нем в своем "Диалоге о музыке древних" (Париж, 1725); это одно из первых описаний инструмента. Иногда его называют "панталонами’. Хебенштрайт переехал ко двору герцога Иоганна Вильгельма в Айзенахе, вероятно, в июне 1707 года (хотя документ о его назначении датирован только 10 октября). Сначала он был учителем танцев у детей герцога, позже основал музыкальное заведение. Телеман, который был назначен директором в 1708 году, высоко оценил работу Хебенштрайта, его владение французским стилем, его виртуозную игру на панталеоне и его мастерство игры на скрипке (которое он оценил выше своего собственного). В 1709 году Телеман был назначен капельмейстером, а к концу года Хебенштрайт покинул Айзенах и отправился в серию концертных турне, которые укрепили его репутацию. В Вене император подарил ему золотую цепь со своим портретом. 11 мая 1714 года он поступил на службу в музыкальный институт Дрезденского двора в качестве камерного музыканта и панталеониста; он получал необычно высокое годовое жалованье в размере 1200 талеров с дополнительным пособием в размере 200 талеров на содержание своего инструмента со 185 струнами. В 1729 году он также был назначен ответственным за пение в протестантской церкви во дворце. В качестве заместителя капельмейстера по выборам он присутствовал на прослушивании В.Ф. Баха на органе в Софиенкирхе в Дрездене 22 июня 1733 года; благодаря его одобрению Бах получил должность органиста. Ухудшение зрения вынудило Хебенштрайта отказаться от игры на панталеоне в 1733 году. В 1734 году он был назначен придворным дирижером протестантской церковной музыки, а в 1740 году - тайным советником: обе должности позволяли ему обеспечить себя на старости лет, хотя в последние годы жизни он все больше отходил от общественной жизни. В 1737 году он изготовил глокеншпиль из фарфора; впервые этот инструмент был изготовлен всего 30 лет назад. Он также помог подготовить почву для развития фортепиано: К.Дж. Шретер, который утверждал, что в 1717 году сконструировал три модели фортепианных инструментов, признал свой долг перед ним, как и Вальфрид Фикер, рекламировавший пианино в 1731 году. Развитие фортепиано лишило панталеона его популярности, и в конце концов он вообще исчез. Несмотря на это, в 1727 году Хебенштрайт подал королевский иск против Готфрида Зильбермана из Фрайберга за изготовление большого количества панталон в дополнение к тем, которые были заказаны изобретателем, и за то, что изготовление имитаций было объявлено уголовным преступлением. Даже для его современников значение Хебенштрайта как художника почти полностью заключалось в его достижениях как изобретателя и исполнителя на панталеоне. Значение его деятельности как скрипача, капельмейстера и, прежде всего, как педагога (среди его учеников были И.К. Рихтер, К.С. Биндер и Г. Гебель) обычно недооценивалось. Несмотря на свидетельства Телемана о его мастерстве владения французским стилем, Хебенштрайт не был заметным композитором; большая часть его музыки, должно быть, состояла из импровизаций или свободного переложения чужих произведений, особенно клавишных, на панталеон. Среди его известных произведений - десять сюит для оркестра с французскими увертюрами; и увертюра "Ла шассе" для девяти инструментов, перечисленных Дж.Ф. Фашем в его каталоге Цербстской хофкапеллы.