Хейз, Уильям
1708 - 1777

Назад

Уильям Хейз (William Hayes) - Английский композитор, органист и певец

Крещён 26 января 1708 года, Глостер - умер 27 июля 1777 года, Оксфорд. 

Он рано проявил музыкальный талант и в 1717 году стал певчим Глостерского собора под руководством Уильяма Хайна, которому позже был приписан. В 1729 году он был назначен органистом церкви Святой Марии в Шрусбери, а в 1731 году получил должность органиста Вустерского собора. Три года спустя он сменил Томаса Хехта на посту органиста и хористаинформатора Колледжа Магдалины в Оксфорде. 8 июля 1735 года он получил степень магистра музыки, для которой написал оду "Когда прекрасная супруга", и был единогласно избран профессором музыки 14 января 1741 года, после смерти Ричарда Гудсона, которого он также сменил на посту органиста университетской церкви. Берни считал его “очень хорошим исполнителем на органе” и “прилежным и активным профессором”. Заметным событием его пребывания на посту профессора стало открытие в 1748 году музыкальной комнаты Холиуэлла, в которой еженедельно проводились концерты под руководством Хейза. Он получил степень Магистра искусств 14 апреля 1749 года во время торжеств по случаю открытия библиотеки Рэдклиффа, которые включали в себя первое известное исполнение "Мессии" Генделя в Оксфорде. Хейз был ярым приверженцем Генделя и одним из самых активных дирижеров ораторий композитора и других крупномасштабных произведений за пределами Лондона. Он был музыкальным руководителем заседаний Глостерского музыкального собрания в 1757, 1760 и 1763 годах и часто совмещал роли дирижера и солиста-тенора. Он был одним из первых зарегистрированных членов Фонда поддержки молодых музыкантов (позже Королевского общества музыкантов) и разработал финансируемый Обществом план создания музыкальной академии совместного обучения для подготовки одаренных молодых музыкантов сроком на 14 лет с семи-восьми лет. В 1765 году он был избран "привилегированным членом" Клуба любителей охоты для дворян и джентльменов, уже завоевав несколько призовых медалей, предлагаемых клубом. Из его детей трое сыновей и три дочери пережили младенчество. Его жена Анна умерла 14 января 1786 года. Портрет работы Джона Корниша находится на музыкальном факультете Оксфордского университета. Музыкальный стиль Хейза во многом обязан Генделю, особенно в его масштабных произведениях. Тем не менее, его вокальная музыка демонстрирует типично английское предпочтение арийным формам, отличным от "да капо", а его современная репутация композитора основана на жанрах, которые Гендель в значительной степени игнорировал: английские кантаты, гимны под аккомпанемент органа и праздничная вокальная музыка. Уверенное владение как гармоническим, так и контрапунктическим звучанием характеризует всю его музыку, которая всегда остается технически безупречной. В его музыке прослеживается осознанная заученность, которую он проявляет в усердном изучении всего гимна, в его многочисленных оригинальных канонах и строгих фугальных движениях его концертов и трио-сонат. Хотя он решил опубликовать немного своей инструментальной музыки, в целом она отличается высоким качеством. Некоторые из его трио-сонат, по-видимому, были созданы для оркестрового исполнения и сочетают части в стиле позднего барокко с другими, которые демонстрируют четкое понимание галантных идиом (включая небольшие сонатные формы). Ранний концерт для клавесина соль мажор примечателен детально выписанным орнаментом и медленными каденциями, а его concerti grossi отличаются от обычной английской практики добавлением альта к обычному концертинному трио из двух скрипок и виолончели. Его оды, оратории и маски демонстрируют уверенное владение масштабными средствами, а ода "Страсти Господни", одноактная оратория "Падение Иерихона" и шесть кантат подтверждают, что Хейз заслуживает высокого звания среди английских композиторов XVIII века. Современники свидетельствовали о его добродушной натуре, но все его литературные произведения демонстрируют противоречивую сторону его характера. В своей основной работе "Замечания к эссе мистера Эвисона о музыкальном самовыражении" он критиковал Эвисона за то, что тот позволяет себе судить о музыке других, в то время как в его собственных произведениях так много недостатков. Он был особенно критичен к тому, что Ависон, по его мнению, чрезмерно восхвалял Рамо, Бенедетто Марчелло и Джеминиани в ущерб Генделю и Корелли, хотя и соглашался с критикой Ависона в отношении произведений поверхностного мелодического содержания и отсутствия четкой гармонической структуры. "Искусство сочинения" включает в себя первое опубликованное описание случайной композиции (хотя и сатирическое), а "Анекдоты", хотя и призванные защитить репутацию автора, содержат важную информацию из первых рук об организации провинциальных музыкальных фестивалей.

Ноты сочинений Уильяма Хейза на сайте библиотеки IMSLP