Хасслер, Ганс Лео
1564 - 1612
Назад
Ганс Лео Хасслер (Hans Leo Hassler) - Немецкий композитор
Крещён 26 октября 1564 года, Нюрнберг - умер 8 июня 1612 года, Франкфурт-на-Майне.
Сын Исаака Хасслера. После своего раннего обучения в Нюрнберге Ханс Лео стал одним из первых в длинной череде немецких музыкантов, отправившихся к югу от Альп для обучения в итальянских музыкальных центрах. После пребывания в Венеции в 1584-1585 годах он сыграл ключевую роль в процветавшем в то время распространении итальянских формальных и стилистических идиом в Германии. Его композиторские работы в нескольких вокальных жанрах, в том числе опубликованные сборники канцонетт, месс, мотетов и песен, получили широкое распространение и оказали заметное влияние. Хасслер также на протяжении всей своей жизни активно выступал в качестве органиста и консультанта производителей органов. Хотя при жизни он не публиковал инструментальной музыки, в рукописях сохранился значительный набор клавишных произведений, принадлежащих ему, и среди них есть композиции, замечательные как по объему, так и по качеству.
Как и его братья Каспар и Якоб Хасслеры, Ханс Лео, судя по всему, получил свое знакомство с музыкой от своего отца. По его собственному свидетельству, он быстро научился играть на клавиатуре: в посвящении к своим "Священным песнопениям" 1591 года он отметил, что "с самого раннего возраста больше общался пальцами, чем языком". Во время своей юности в Нюрнберге Хасслер наверняка встречался с Леонхардом Лехнером, который с 1575 по 1585 год носил титул "архимузыканта" в городе Нюрнберге. В 1584 году Хасслер покинул Нюрнберг, чтобы продолжить свое образование в Венеции. Возможно, именно Фридрих Линднер, кантор Эгидиенкирхе в Нюрнберге, побудил Хасслера провести время в Италии; многочисленные издания венецианской музыки Линднера отчасти способствовали распространению и популярности итальянских вокальных стилей в Германии. Хотя точный курс обучения, который Хасслер прошел в Венеции, к сожалению, неизвестен, он учился композиции и игре на органе у Андреа Габриэли. Его репутация виртуоза-клавишника, похоже, уже успела распространиться: в марте 1585 года молодого Хасслера ненадолго вызвали в Аугсбург, где он получил щедрое вознаграждение за выступление в качестве органиста на свадьбе Урсулы Фуггер и Каспара фон Меггау. Во время своего пребывания в Венеции Хасслер, вероятно, встречался с рядом ведущих музыкантов, связанных с S Marco, включая Царлино и Клаудио Меруло. Он также познакомился с Джованни Габриэли, с которым поддерживал связь в последующие годы; в 1600 году они вместе сочинили свадебный мотив для Георга Грубера, нюрнбергского купца, жившего тогда в Венеции. После смерти обоих композиторов Грубер опубликовал в их память антологию из 62 песнопений для шести и более голосов: Reliquiae sacrorum concentuum (Нюрнберг, 1615). Хасслер, по-видимому, навсегда покинул Венецию во второй половине 1585 года, вероятно, после смерти Андреа Габриэли. В начале января 1586 года он снова был в Аугсбурге, на этот раз для того, чтобы принять должность камерорганиста Октавиана Фуггера II. В течение первого десятилетия своей службы в Аугсбурге Хасслер посвятил значительную часть своей энергии сочинению и подготовке к печати вокальных произведений в различных жанрах, и появился ряд важных публикаций. Однако в этот период Хасслер, должно быть, также оставался весьма активным в инструментальной сфере. На портрете композитора 1593 года (работы антверпенского гравера Доминикуса Кустоса) акцент сделан исключительно на клавиатуре: Хасслер описан как "самый уважаемый органист", а камерный орган с педалью, работающий в ручном режиме, занимает видное место в кадре. В 1596 году Ганс Лео был в числе 53 знаменитых органистов, приглашенных герцогом Генрихом Юлием Брауншвейгским для осмотра и торжественного открытия нового инструмента из 59 частей в Шлосскирхе в Гронингене. На этом мероприятии, которое позже было подробно описано Андреасом Веркмайстером в его книге "Organum Gruningense redivivum" (Кведлинбург и Ашерслебен, 1705), к Хасслеру присоединились такие знаменитости, как Иеронимус и Михаэль Преториус, а также многочисленные органисты, представлявшие города и стили игры Северной Германии. В последующие годы Хасслер продолжал пользоваться признанием как эксперт в области органного дизайна, и на него постоянно был спрос как на эксперта по новым инструментам. Он также предпринимал предприятия в области механического приборостроения: в одном из проектов участвовал широко выставлявшийся заводной орган, который в конечном итоге был продан императору Рудольфу II. В 1597 году Мориц, ландграф Гессенский, покровитель Шютца, сам композитор и щедрый сторонник искусства, попытался убедить Октавиана II отпустить Хасслера на службу при его дворе в Касселе; возможно, рассчитывая получить такой пост, Хасслер посвятил Морицу свой сборник мадригалов 1596 года. Однако в то время Октавиан прикомандировал Хасслера к дому Кристофа Фуггера сроком на два года. На рубеже веков вокальные сочинения Хасслера стали появляться в важных антологиях, в том числе в изданиях его брата Каспара Хасслера, "Rosetum Marianum" Клингенштайна (1604) и "Florilegium selectissimarum cantionum" Боденшатца (1603), которые были широко распространены и до сих пор используются Бахом в то время. Школа Томаса, Лейпциг. Хотя совет Аугсбурга назначил Хасслера директором городского музыкального театра и городской музыки в целом, он покинул город через несколько месяцев после смерти Октавиана Фуггера (31 августа 1600 года).; во второй половине 1601 года он вернулся в Нюрнберг в качестве городского музыкального руководителя (в Аугсбурге его сменил Кристиан Эрбах). Четыре года, проведенные им в Нюрнберге, были насыщенными, особенно после его назначения на должность "королевского советника" при дворе Рудольфа II. Его обязанности включали в себя ведение широкого бизнеса и сбор средств для его покровителя, а также планирование установки новых органов в церквях города. В тот же период он занимал должность органиста во Фрауэнкирхе. В 1604 году, возможно, отвлекшись на все более сложные деловые и юридические дела, городской совет предоставил ему годовой отпуск, и он переехал в Ульм, где женился на Кордуле Клаус, дочери уважаемой купеческой семьи; в браке не было выживших детей. По истечении срока его отпуска он прекратил сотрудничество с Нюрнбергом и в 1607 году стал гражданином Ульма, вступив в следующем году в гильдию купцов этого города. Хотя у него не было какой-либо конкретной музыкальной должности в Ульме, он был занят там различными коммерческими предприятиями, а также публикацией своих последних композиций и новых изданий более ранних произведений. В конце лета или начале осени 1608 года Хасслер сделал последний шаг в своей карьере, перейдя ко двору саксонского курфюрста Кристиана II в Дрездене. Первоначально он был назначен камерным органистом по выборам, а также отвечал за хранение коллекции инструментов и управление музыкальной библиотекой. В конце концов он приступил к обязанностям капельмейстера, хотя к тому времени у него развился туберкулез, который в конечном итоге унес его жизнь. За несколько месяцев до своей смерти в 1612 году Хасслер составил техническое задание на большой новый орган для Дрезденской Шлосскапеллы, инструмент, который впоследствии был сконструирован знаменитым органным мастером Готфридом Фрицше, в то время также состоявшим на службе у курфюрста. Инструмент описан в Syntagma musicum Преториуса и играл важную роль в придворной музыкальной деятельности под руководством Преториуса и Шютца.; его фасад виден на известной гравюре, изображающей Шютца и его дрезденскую капеллу, опубликованной в "Geistreiches Gesang-Buch" в 1676 году. Хасслер умер, находясь при дворе Иоганна Георга I (сменившего Кристиана II) во время выборов и коронации императора Матиаса во Франкфурте.
Ноты сочинений Ганса Лео Хасслера на сайте библиотеки IMSLP