Хассе, Николаус
ок.1617 - 1672
Назад
Николаус Хассе (Nikolaus Hasse) - Немецкий композитор и органист
Родился около 1617 года, Любек - умер 8 марта 1672 года, Росток.
Старший сын Петера Хассе. Он учился у своего отца, но другая информация о его ранней жизни неясна, поскольку во вторичных биографических источниках нет единого мнения. В 1642 году он стал органистом Мариенкирхе в Ростоке и с трудом занимал этот пост до 1671 года, когда, по-видимому, вышел на пенсию. Судя по всему, он всегда находился в затруднительном финансовом положении. Хассе давно известен как композитор камерной музыки и духовных песен, но его органная музыка долгое время оставалась нераскрытой. Вся его камерная музыка содержится в сборнике Delitiae musicae (1656), состоящем из 21 сюиты (аллеманда–куранта–сарабанда) и 14 других танцевальных движений; первоначально они предназначались для студентов Ростокского университета. Хассе был главным автором мелодий (и, возможно, также гармонизаций) для сборника религиозных стихов "Geistliche Seelen-Musik" под редакцией Генриха Мюллера. Его 50 мелодий гораздо более витиеваты, чем остальные в сборнике, и, следовательно, больше похожи на итальянские арии, чем на простые немецкие гимны. Большинство других его вокальных произведений - это эпизодические произведения. Четыре его сохранившихся органных произведения, все из которых можно найти в органных табулатурах Пельплина, иллюстрируют развитие северонемецкого органного стиля. В "Jesus Christus unser Heiland" хорал представлен сопрано в первом куплете, тенором во втором и басом в третьем. В cantus firmus нет орнаментальной проработки, которая на всем протяжении представлена в строгом контрапункте. В "Аллее славы" хоральная мелодия трактуется гораздо более подражательно; когда она звучит в исполнении сопрано, ее часто расширяют за счет использования декоративных элементов, которые, в свою очередь, добавляют ритмичности обстановке. Орнаментация используется в еще большей степени в Jesus Christus unser Heiland (для двух мануалов и педалей) и в манере, аналогичной той, которая позже была принята, например, Букстехуде и Бемом. В своих фантазийных пассажах Хассе особенно часто использовал эхо-приемы и мотивирующую имитацию. В то время как орнаментация здесь по-прежнему ограничивается сопрано, в "Комм, Хайлигер Гейст, Герре Готт", впечатляющем произведении, состоящем примерно из 292 тактов, она распространяется на все остальные голоса, за исключением педалей, которые, с их периодическими, ничем не украшенными повторениями различных фраз cantus firmus, убедительно подтверждают возросшую имитативность. контрапункт и мотивирующее взаимодействие в верхних голосах придают произведению единство. Здесь Хассе развил идеи и приемы, которые Тандер и Рейнкен более активно включили в свои хоральные фантазии.
Ноты сочинений Николауса Хассе на сайте библиотеки IMSLP