Хампель, Антон Йозеф
1710 или 1711 - 1771
Назад
Антон Йозеф Хампель (Anton Joseph Hampel) - Чешский валторнист, педагог, изобретатель и композитор
Родился в 1710 или 1711 году, Богемия - умер 30 марта 1771 года, Дрезден.
В 1737 году он был назначен вторым валторнистом Дрезденской хофкапеллы и оставался на этом посту примерно до 1768 года, работая сначала в паре с И.Г. Кнехтелем, а затем с Карлом Хаудеком. Хампель внес свой вклад в развитие как инструмента, так и его техники, и его новшествам широко подражали. Он расширил диапазон валторн, разработав средние и низкие регистры. Во время его работы в Дрездене партии второй валторны стали более независимыми от первых партий, и появился новый идиоматический стиль игры на второй валторне, для которого характерны быстрые арпеджио и широкие скачки, иногда переходящие во вторую гармонику, с редкими искусственными тонами в низком регистре (например, ми, фа и fa). Этому новому стилю вскоре стали подражать в других местах, и на его основе развился вид второго валторниста (cor basse), чей стиль дополнял стиль первого валторниста (cor alto) и никоим образом не считался неполноценным. Хампель сотрудничал с дрезденским производителем инструментов Иоганном Георгом Вернером (Johann Georg Werner) при разработке рожка Inventionshorn (c1753), в котором рожки разной длины вставлялись в середину корпуса инструмента, а не в мундштук, что позволяло сохранять расстояние между рожком и музыкантом постоянным независимо от используемого рожка. Вскоре эта концепция была принята во всей Европе. Хампель также разработал раннюю непереводимую сурдинку. Его эксперименты с глухонемыми, описанные Генрихом Домнихом в его "Методе" 1807 года, по-видимому, побудили Хампеля разработать и систематизировать методику остановки звука рукой (вероятно, совместно с Хаудеком), чтобы увеличить звуковые возможности рожка. По словам Домнича, Хампель применял технику остановки рук в основном при медленных движениях, и он был уже в расцвете сил, когда разработал эту технику; однако конкретные сроки ее развития не определены. Благодаря регулярному прикосновению руки к раструбу тембр рожка в целом стал более мягким, а короткие ноты с их более гнусавым тембром позволили эффективно использовать рожок в драматических сценах для выразительного завершения. Хотя упражнения и сочинения Хампеля содержат отрывки, требующие остановки руки (например, ноты d', f' и a', среди прочих), в его педагогических трудах, в том числе в сборнике упражнений с автографом, озаглавленном "Лекция о корне" (ок.1762), ранее опубликованном в "D", не упоминается эта техника.- Дл, теперь потерян. Инновации Хампеля были распространены и развиты его учениками, самым известным из которых был Джованни Пунто, который, как сообщается, учился у Хампеля около 1733/4 года. Пунто опубликовал метод Хампеля в качестве руководства для учеников, создающих первые и вторые курсы композиции для начинающих и усовершенствования для Пунто, сына Елизаветы (Париж, ок.1794, 1798). Среди других учеников Хампеля был богемец Я.А. Мареш, создавший русский духовой оркестр. Хампель написал ряд произведений для своего инструмента, в том числе трио для валторн и по меньшей мере два концерта для двух валторн ре утеряны (указаны в каталоге Брейткопфа 1769 года). Возможно, он сочинил дуэты и трио "Мистера Хампла" из сборника дуэтов для валторн (Лондон, 1762 г.), и ему (Расмуссену) приписывается анонимный концерт для репродукций. Сын Хампеля, Иоганн Михаэль (1732-1793), которого иногда называют Джозефом младшим, также играл на валторне. По имеющимся сведениям, он некоторое время играл при дворе Турн-и-Таксис в Регенсбурге, а в 1768 году был приглашен Дрезденской хофкапелле в качестве статиста, став постоянным членом в 1771 году.
Ноты сочинений Антона Йозефа Хампеля на сайте библиотеки IMSLP