Хаммершмидт, Андреас
1611 или 1612 - 1675

Назад

Андреас Хаммершмидт (Andreas Hammerschmidt) - Немецкий композитор и органист богемского происхождения

Родился в 1611 или 1612 году, Брюкс (ныне Мост), Богемия - умер 29 октября 1675 года, Циттау. 

Он является наиболее представительным композитором немецкой церковной музыки середины XVII века, плодовитым и чрезвычайно популярным выразителем которой он был.

Точную дату рождения Хаммершмидта установить невозможно, поскольку церковные записи независимой протестантской общины в Брюксе (просуществовавшей всего с 1609 по 1622 год) были утеряны; доступная информация содержится на его надгробии и портретах. Его отец, Ганс Хаммершмидт (родился в Картхаузе, северная часть Цвиккау, 1581; родился во Фрайберге, Саксония, 1636), был саксонцем по происхождению и работал шорником в Богемии, сначала в Саазе, а с 1610 года в Брюксе, а его мать, вероятно, была родом из Богемии; они поженились в 1609 году. Из-за того, что во время Тридцатилетней войны Богемия снова стала католической, семье Хаммершмидтов пришлось покинуть Брюкс в 1626 году. В 1629 году Ганс Хаммершмидт стал гражданином Фрайберга, Саксония. О раннем образовании Андреаса Хаммершмидта ничего не известно: к тому времени в Брюксе еще не было гимназии, и его имя не значится в реестрах гимназии во Фрайберге. Кристоф Демантиус, кантор и ведущая музыкальная личность Фрайберга с 1604 по 1643 год, вероятно, не был его настоящим учителем (хотя они, вероятно, знали друг друга), и, возможно, он проходил своего рода обучение у кого-то из других фрайбергских музыкантов. О его связи с органистом Бальтазаром Шпрингером ничего не известно, и предположение о том, что он учился у Кристофа Шрайбера, основано исключительно на том факте, что позже он сменил Шрайбера на двух его должностях. Маловероятно, что он был учеником Стефана Отто, поскольку Отто вернулся во Фрайберг только в 1631 году, но между ними была длительная дружба, о чем свидетельствует хвалебное стихотворение Хаммершмидта в книге Отто "Кронен-Кронляйн" (1648). С июля 1633 по 1634 год Хаммершмидт был органистом на службе у графа Рудольфа фон Бюнау в замке Везенштайн, Саксония, где Отто был кантором. После отъезда Шрайбера в Циттау 9 октября 1634 года он подал заявление на должность органиста Петрикирхе во Фрайберге и был избран 8 декабря. Возможно, он приступил к своим обязанностям в Новом году, хотя официально был назначен только в июле 1635 года. Должность ведущего органиста Петрикирхе была во Фрайберге, хотя зарплата едва достигала прожиточного минимума. Первая печатная работа Хаммершмидта "Эрстер Фляйсс", посвященная мэру и советникам Фрайберга, появилась там в 1636 году. Вполне возможно, что он сочинил первую часть "Музыки Андахтена" (1639) для использования на богослужениях в Петрикирхе. 22 августа 1637 года он женился там на Урсуле Тойффель, дочери пражского бизнесмена; из их шестерых детей трое умерли в младенчестве. После смерти Кристофа Шрайбера Хаммершмидт был назначен его преемником на посту органиста Иоганнискирхе в Циттау; 18 ноября 1639 года он уволился из совета Фрайберга с благодарственным письмом; это была последняя и самая важная должность в его карьере. Именно в Циттау он создал большую часть своей музыки и стал по-настоящему популярным ("всемирно известный герр Хаммершмид", как назвал его Иоганн Рист в 1655 году). Назначение в Данию, на которое ссылается в хвалебном стихотворении М.Т. Петерманна в "Истории евангелия" (1656), не может быть подтверждено. Ничего не известно о том, что он претендовал на какую-либо другую должность или находился вдали от Циттау, за исключением поездок в такие места, как Баутцен, Дрезден, Фрайберг, Герлиц и Лейпциг. (Архивные записи в Циттау, касающиеся его 36-летнего пребывания там, были уничтожены пожаром в 1757 году.) До 1662 года он был единственным органистом в Циттау. В Иоаннискирхе, главной церкви этого города, находились три органа, расположенные друг напротив друга, и, таким образом, создавались идеальные возможности для воплощения согласованного стиля. На протяжении всего пребывания Хаммершмидта в Циттау кантором в Йоханнискирхе и Йоханнеуме (местной гимназии) был Симон Крузиус. Начало творчества обоих мужчин совпало с Тридцатилетней войной, во время которой школа и хор были уничтожены. После войны условия постепенно улучшались, но только после их смерти музыкальная жизнь снова начала по-настоящему процветать. Тем не менее, во время их сотрудничества должность органиста стала по-настоящему важной. Органист должен был сочинять и исполнять вокальную музыку для органа. Он руководил солистами школьного хора и инструментальным ансамблем городских музыкантов, а кантор отвечал за хоровую литургическую музыку. Впоследствии Хаммершмидт стал очень плодовитым композитором. Многочисленные хвалебные стихи, предваряющие его публикации, в том числе стихи таких выдающихся людей, как Шютц и Рист, свидетельствуют о высоком уважении, которым он пользовался. У него также было много учеников, и он был единственным человеком в Циттау, который имел право давать уроки игры на клавишных. К нему часто обращались в качестве эксперта по органным наукам (например, в Баутцене в 1642 году и во Фрайберге в 1659 и 1672 годах). Совет Циттау назначил его управляющим деревней и лесничеством Вальтерсдорф-на-Лауше. Все эти занятия позволяли ему жить в значительном достатке. В 1656 году он купил дом на Вебергассе, прямо напротив Йоханнискирхе, и пристроил к нему сад; в 1659 году он купил участок земли за городом и построил на нем летний домик. Его посвящения и предисловия, а также личная переписка свидетельствуют о том, что это был чрезвычайно культурный и образованный человек. Кристиан Кейманн, вице-ректор (1634) и ректор (ок.1638) Йоханнеума, чьи стихи он положил на музыку, и Теофил Леман, ведущий духовный деятель, были одними из его ближайших друзей; Кейманн почти наверняка виноват в том, что их отношения испортились позже. На двух сохранившихся его портретах, в четвертой части "Музыки Андахтена" (1646) и в "Миссе" (1663), видны индивидуальные и страстные черты, которые, вероятно, не противоречат внезапным вспышкам гнева. Истории о драках с Иоганном Розенмюллером в Лейпциге и с хозяином гостиницы в Циттау плохо документированы. В своей последней публикации, опубликованной в 1671 году, он писал о своей "теперь уже утомительной жизни" и выражал пожелание, чтобы его "усердие, проявленное до сих пор, было доведено до конца"; по-видимому, он уже страдал от старческого слабоумия. Он умер 29 октября 1675 года; на его похоронах (3 ноября) было много народу, и на его надгробии он назван “Орфеем из Циттау”.

Ноты сочинений Андреаса Хаммершмидта на сайте библиотеки IMSLP