Хамаль (Амаль), Жан-Ноэль
1709 - 1778

Назад

Жан-Ноэль Хамаль (Амаль) (Jean-Noël Hamal) - Фламандский композитор

Родился 23 декабря 1709 года, Льеж - умер 26 ноября 1778 года, Льеж.

Сын Анри-Гийома Хамаля. В возрасте семи лет он стал певчим в кафедральном соборе Сен-Ламберт в Льеже и учился у Анри-Дени Дюпона, любителя итальянской музыки. Он уже учился у своего отца, который передал сыну свою музыкальную непосредственность, умение использовать льежский язык и итальянский стиль. Вероятно, он также учился у Арнольда Делайе, который способствовал интенсивному возрождению итальянского искусства в Льеже. В марте и сентябре 1726 года Дюпон упоминал о хороших успехах Хамаля, которые привели его в Рим для обучения у Джузеппе Амадори в Льежском колледже с лета 1728 по лето 1731 года. 28 июля 1731 года он был рукоположен в сан священника. Анри Хамаль писал, что Жан-Ноэль добился таких успехов в Риме, что Амадори организовал исполнение его произведений в римских церквях. В июле 1738 года он был назначен музыкальным руководителем Льежского кафедрального собора. В том же году он и его отец организовали спиритические концерты в городской ратуше. В июле 1745 года он принес присягу императорского каноника, а в 1750 году вернулся в Италию, где встретился с Джоммелли в Риме и Дуранте в Неаполе и погрузился в концертный стиль, характерный для итальянской музыки. Он умер от последствий паралитического припадка. Его светские произведения более экспериментальны и новаторски звучат, чем духовные, и его музыка в целом становится все более симфонической по стилю. Некоторые из них написаны в стиле итальянского позднего барокко, в то время как другие более доклассические, с использованием сонатной формы. Сонаты op.3, построенные по схеме "быстро–медленно–быстро", похожи по манере исполнения на увертюры к опере Алессандро Скарлатти. Выразительность Хамаля проявляется в его использовании словесных инструкций, а также в неявных, а иногда и явных крещендо и спадах. Его инструментовка отражает характерные для брюссельских композиторов черты (например, Х.-Ж. де Круз) того времени. Его оперы примечательны использованием народной музыки из Льежа, а также либретто на местном диалекте (в комических операх это не было чем-то необычным). Эти произведения, основанные главным образом на неаполитанской опере-буффа, также были вдохновлены французским театром Ж.-Ж. Руссо и Дидро, который стремился к спонтанности и простоте. В своих либретто Хамаль также следовал примеру жанрового Пуассара Ваде, за исключением "Лжеца эгаги", в котором комическое сочетается с патетическим. В музыкальном плане акцент делается на вокальной линии, которая часто дополняется струнными над простым басом.

Ноты сочинений Жана-Ноэля Хамаля (Амаля) на сайте библиотеки IMSLP