Хакенбергер, Андреас (Анджей)
1574 - 1627
Назад
Андреас (Анджей) Хакенбергер (Andreas (Andrzej) Andreas Hakenberger) - Польский композитор и лютнист
Родился в 1574 году, Кошалин (Köslin), в Померании - умер 5 июня 1627 года, Данциг (ныне Гданьск).
Он присоединился к королевской капелле в Варшаве в качестве певца, лютниста и (возможно) композитора в 1602 году, когда “его имя было включено в список ”джентльменов-музыкантов польской национальности" в списке получателей жалованья" (Вецовский). Вероятно, он учился у лютниста Диомеда Катона, который в прошлом году прибыл к королевскому двору из Померании. Во время пребывания Хакенбергера в Варшаве он общался с Асприлио Пачелли, капельмейстером с 1603 по 1623 год. При короле Сигизмунде III уровень польской придворной капеллы в то время был исключительно высок, и она была богато украшена нотными рукописями и гравюрами. Он привлек внимание многих итальянских композиторов, в том числе Луки Маренцио, Джулио Оскулати и Винченцо Бертолузи, и способствовал созданию концертной многохоровой музыки в венецианском стиле. 9 июля 1607 года Хакенбергер подал заявление о приеме на должность капельмейстера в лютеранскую Мариенкирхе в Данциге, одну из крупнейших христианских церквей, и 27 апреля 1608 года был выбран, отдав предпочтение нескольким выдающимся композиторам. Другие города скрупулезно изучали лютеранские убеждения таких заявителей, но совет Данцига ставил музыкальные соображения на первое место и, начиная с Хакенбергера, нанял нескольких католических музыкантов. Решение нанять Хакенбергера зависело главным образом от роскошного стиля его композиций, который отражал процветание богатого торгового города. Его первой публикацией в Данциге была "Музыка для общественных мероприятий". Его "Новые немецкие песни" (1610), сборник из одного восьмиголосного и 18 пятиголосных полифонических мадригалов с немецкими текстами, вероятно, предназначался для исполнения в Артушофе, центре светской музыкальной практики в Данциге. В Мариенкирхе, где в 1614 году работало 14 певцов и 11 музыкантов-инструменталистов, Хакенбергер культивировал венецианский стиль кори спеццати, например, в своем сочинении "Sacri modulorum concentrus" (1615), состоящем из 21 латинского мотета для восьми голосов, и в "Harmonia sacra" (1617), состоящем из 41 латинского мотета для шести-двенадцати голосов. и непрерывно в двух или трех хорах. Ко второму десятилетию вкус публики изменился; новый концертный стиль, когда певцы выступали в сопровождении большого органа, начал привлекать все больше слушателей, в то время как Хакенбергер продолжал придерживаться устаревшего венецианского стиля. Пауль Сиферт, который пришел в Мариенкирхе органистом в 1623 году, добавил страданий в последние годы жизни Хакенбергера из-за бесчисленных споров. Первые два брака Хакенбергера, заключенные в 1612 и 1625 годах, закончились смертью его жен; третий брак, заключенный в 1627 году, закончился его собственной смертью четыре месяца спустя. Музыка Хакенбергера демонстрирует предпочтение гомофонической текстуре; когда используется полифония, части четко следуют гармонической структуре. Чередование фраз между противоположными хорами - стандартная практика, но повторение целых фрагментов необычно. Декламация текста обычно следует за обычным словесным ударением, но иногда становится слугой ритма. Хотя несколько многоголосных произведений предназначены для одного хора, Хакенбергер явно отдавал предпочтение антифональным усилиям. Эти противоположные хоры, которые могут состоять как из голосов, так и из инструментов, обычно состоят из равного количества партий, но контраст между высоким и низким хором предпочтительнее, чем равенство сил. Две его последние публикации - это сборники небольших произведений для трех голосов без продолжения. Основным источником музыки Хакенбергера является the Pelplin Organ Book, шеститомное собрание транскрипций, которое "свидетельствует о высоком уровне польской музыкальной культуры в 17 веке" и раскрывает “ее связи с другими европейскими музыкальными центрами” (Feicht). Он содержит 911 произведений 111 композиторов, в том числе 55 произведений Хакенбергера.
Ноты сочинений Андреаса (Анджея) Хакенбергера на сайте библиотеки IMSLP