Гёрнер, Иоганн Готлиб
1697 - 1778

Назад

Иоганн Готлиб Гёрнер (Johann Gottlieb Görner) - Немецкий композитор и органист

Крещён 16 апреля 1697 года, Пениг, Саксония - умер 15 февраля 1778 года, Лейпциг. 

Он происходил из старинной саксонской семьи музыкантов. В 1712 году он поступил в школу Томаса в Лейпциге, где обучался музыке у Иоганна Кунау. В 1713 году он поступил в Лейпцигский университет, а в 1716 году, еще будучи студентом, стал органистом в Паулинеркирхе (университетской церкви). В 1721 году он был назначен органистом в Николаикирхе, а в конце того же года переехал в церковь Томаскирхе, где (снова в качестве органиста) работал у И.С. Баха, а затем у томасканторов И.Г. Харрера и Дж.Ф. Долес. В апреле 1723 года, всего за несколько недель до того, как Бах занял пост Томаса кантора, Лейпцигский университет присвоил Гернеру звание и должность музыкального директора. Это привело к трехлетнему спору с Томаскантором, который рассматривал эту должность как свою собственную. В результате этого расхождения во мнениях, в которое был вовлечен даже курфюрст Саксонии, Гернер был утвержден музыкальным руководителем "новых" служб, а Бах - директором ‘старых’. Конфликт между Бахом и его органистом из церкви Томаскирхе, очевидно, ограничивался их профессиональной деятельностью; их личная дружба, похоже, сохранилась. В октябре 1750 года вдова Баха, Анна Магдалена, попросила Гернера стать опекуном ее четырех маленьких детей, что указывает на то, что эти двое мужчин оставались друзьями. После смерти Баха Гернер безуспешно пытался стать его преемником на посту Томаса Кантора. С 1723 по 1756 год Гернер руководил второй "обычной" студенческой музыкальной коллегией, основанной И.Ф. Фашем, исполняя множество светских кантат в лейпцигских кофейнях. С 1764 по 1769 год он также был музыкальным руководителем так называемых Gelehrtenkonzert (университетских концертов), конкурировавших с концертом Grosses. Достижения Гернера как композитора до сих пор не исследованы в полной мере. Сокрушительная оценка, данная И.А. Шайбе в его "Критике музыки" (1737), является скорее личной критикой композитора, чем объективной оценкой его музыкальных достоинств.