Гедрон, Пьер
ок.1564 - ок.1620

Назад

Пьер Гедрон (Pierre Guédron) - Французский композитор, певец и преподаватель пения

Родился после 1564 года, провинция Бос, Нормандия - умер в 1619 или 1620 году, Париж (?). 

Упоминание о том, что у него сломался голос, когда он пел в капелле кардинала Лотарингии в Пюи д'Эвро в 1583 году, наводит на мысль, что он вряд ли мог родиться раньше 1565 года. После убийства кардинала в 1588 году он поступил на службу в королевскую капеллу. Два года спустя, когда Генрих IV реорганизовал придворную музыкальную организацию, он был переведен на постоянную работу в светскую сферу, в первую очередь в качестве мэтра камерных певчих. Затем начался впечатляющий взлет в придворных музыкальных кругах. В 1601 году он сменил Клода Молодого на посту композитора королевской палаты, а в 1603 году был назначен камердинером королевской палаты и мэтром музыки (последний титул он продал в 1613 году своему зятю Антуану Боэссе с большой скидкой в связи с тем, что из приданого). В 1604 году он, по-видимому, стал мэтром музыки королевской палаты, а в 1613 году занял высшую должность управляющего музыкальными покоями короля. В 1617 году он занимал ту же должность в музыкальном учреждении королевы-матери. Его последняя книга арий (1620) была опубликована посмертно под руководством Боэссе; следовательно, он, должно быть, умер в начале того же года или в конце 1619-го. При жизни им восхищались многие как певцом, педагогом и композитором, а также такие теоретики, как Дж.Б. Дони, Мерсенн и Бацилли, которые писали много лет спустя после его смерти. Его арии быстро попали в печать, и вплоть до 1630-х годов он был наиболее часто упоминаемым автором придворных арий в зарубежных источниках. Он был женат на Джиллетт Дюге (Dugué), но нет никаких свидетельств того, что кто-либо из их восьми или более детей (трое из них мальчики) сделал музыкальную карьеру. Гедрон, по-видимому, сосредоточился исключительно на сочинении различных форм воздушного танца. Он также писал стихи (в том числе несколько версус-мезюр) и создавал свои собственные тексты. В других случаях он сотрудничал с Франсуа де Малербом или с другими, более второстепенными поэтами своего времени. Сохранилось около 200 стихотворений, в основном в шести печатных сборниках (1602-1620). Многие из них дублируются в сборниках для голоса и лютни, которые обычно печатаются заранее перед версиями для ансамбля, и несколько песен, в основном отрывки, появляются только в таком виде. 21 версия лютневой песни фигурирует в антологиях, аранжированных "самими композиторами", что позволяет предположить, что Гедрон был компетентным лютнистом. Первая гравюра, посвященная ему, появилась в 1602 году, но его песни уже занимали видное место в рукописях и других сборниках, датируемых 1590-ми годами. Песни из его "Придворных песнопений" 1608 года стали основным источником для первой французской антологии лютневых песен, аранжированных Габриэлем Батаем (RISM 160810), и его арии продолжали появляться в таких сборниках вплоть до 1620 года. С самого начала своей карьеры Эдрон создавал вокальную музыку для придворного балета, что стало отражением его таланта музыкального драматурга. Начиная с его "Второй жизни" (1612), балетные арии стали обычным делом, многие из них взяты из самых знаменитых постановок того времени. Например, во второй книге представлены фрагменты из балета "Монсеньор герцог Вандосмский" (1610), балета "Мадам, сестра короля" (1613) и балета "Метрдотель в танце" (1609). В "Тройную жизнь" (1617) вошли фрагменты из балета "Триумфальная арка Минервы" и балета "Принц Конде" (оба - 1615), а в "Четвертую жизнь" (1618) вошли арии из королевского балета, балета о приключениях Рено (1617), а также из балета "Король". "принцы" (1618) и "Балет короля" (1617). Песни Гедрона отличаются замечательным талантом к созданию как привлекательных, простых мелодий ("Прощай, Бержер, жамэ", 1602 и 1608), так и выразительных, драматических сцен ("Излияния духа", 1620). И хотя более поздние композиторы довели этот жанр до пика элегантности и утонченности, мало кто мог сравниться с Гедроном в обоих направлениях. мелодическое изобретение или выразительность. Он был одним из первых композиторов, написавших выразительные песенные отрывки для "придворного балета", и был единственным среди своих современников, кто приблизился к напряженному, декламационному стилю итальянской монодии. Многие из его композиций демонстрируют характерную для этого жанра аметрическую ритмическую гибкость, по крайней мере частично унаследованную от музыки XVI века, часто сочетающуюся с пренебрежением к просодии, что может быть истолковано как недостаток стиля или как одно из его достоинств. Однако в более поздних песнях, особенно в "Cessez mortelz", 1612, Гедрон проявил заботу о подборе слов и музыкального акцента, что в конечном итоге привлекло внимание Люлли и его современников. Его ансамблевые композиции, хотя и гармоничны по стилю, отличаются эффектным разнообразием фактур и написания партий, а некоторые из них демонстрируют ранние признаки непрерывной поддержки одного или двух голосов в сочетании с полноценными ансамблевыми "припевами" (Berger que pensés vous faire, 1617). Песни Гедрона получили статус священных произведений в таких сборниках, как “Алуэттская песнь” и “Симфоническая поэма”. Его арии также появились в англоязычных источниках, таких как "Музыкальный банкет" Роберта Доуленда (1610) и "Французский двор в Айресе" Филмера (1629), и многие из них были в сольных инструментальных аранжировках. Варианты одной песни, Est-ce Mars (1612), часто встречаются в английских лютневых манускриптах как "Французская мелодия", и Шейдт и Дж.П. Свелинк были одними из тех, кто написал к ней клавишные вариации.

Ноты сочинений Пьера Гедрона на сайте библиотеки IMSLP