Гумпельцхаймер, Адам
1559 - 1625

Назад

Адам Гумпельцхаймер (Adam Gumpelzhaimer) - Немецкий композитор, музыкальный писатель и педагог

Родился в 1559 году, Тростберг, Верхняя Бавария - умер 3 ноября 1625 года, Аугсбург. 

Большую часть своей активной жизни он провел в Аугсбурге, где получил раннее музыкальное образование у Йодока Энценмюллера в бенедиктинском аббатстве Святого Ульриха и Святой Афры. В 1581 году он стал кантором и настоятелем школы и церкви Святой Анны и оставался там до самой своей смерти. Церковь Святой Анны, ранее принадлежавшая ордену кармелиток, в 1525 году стала важным центром лютеранской веры; в ней находилась впечатляющая часовня и орган, подаренные ранее богатой семьей Фуггеров. В апреле 1582 года Гумпельцхаймер поступил в Ингольштадтский университет, ведущее иезуитское учебное заведение, в котором учились сыновья многих аугсбургских семей; по-видимому, он получил степень магистра, но неизвестно, когда и действительно ли он получил ее в этом университете. В 1590 году он получил гражданство Аугсбурга. Под руководством Гумпельцхаймера в школе Святой Анны музыка достигла расцвета, и в 1596 году он провел важную реорганизацию хора. Посвящения его публикаций своим ученикам и выдающимся жителям Аугсбурга свидетельствуют о том уважении, которым он пользовался в своем родном городе. Его репутация распространилась и по другим местам: в 1606 году его пригласили стать придворным композитором и капельмейстером в Вюртембергской государственной капелле, но он отказался (как утверждалось, в 1575 году он там не работал). За прошедшие годы руководство больницы Святой Анны удовлетворило несколько его просьб о повышении зарплаты. Они также одобрили наем Иоганна Фауста, который стал его помощником в 1611 году и сменил его в 1625 году. В последние несколько лет своей жизни из-за продолжительной болезни и финансовых трудностей он был вынужден продавать книги из своей ценной личной библиотеки. Существуют четыре его современных портрета: гравюры, датированные 1593, 1617 и 1622 годами, и гравюра на дереве, датированная 1625 годом (см. иллюстрацию). Гумпельцхаймер, вероятно, был наиболее известен немецким музыкантам своего времени и после него благодаря своему сборнику musicae, 13 изданий которого вышли за 90 лет. Задуманный как учебник по основам музыки для его студентов в школе Святой Анны, этот трактат, как и несколько других того периода, основан в основном на "Музыкальном сборнике" Генриха Фабера (1548) и его переводе на немецкий язык Кристофа Рида (1572). В сборнике представлены тексты на латыни и немецком языках в параллельных колонках. Хотя Гумпельцхаймер несколько расширил оригинальный текст, его наиболее значительный вклад в эту работу заключается в подборе музыкальных примеров, которые составляют значительную часть книги. Они включают в себя ритмы, мотеты, полифонические постановки, основанные на литургических песнопениях и канонах, многие из которых написаны самим Гумпельцхаймером. Действительно, написание канонов, по-видимому, было его специальностью, вероятно, из-за их педагогической ценности и пригодности для голосов равного диапазона. Остальная часть его музыки представлена в основном в его печатных сборниках и состоит из полифонической вокальной музыки со священными немецкими или латинскими текстами. Немецкие произведения в основном представляют собой строфические переложения рифмованных, метрических текстов (некоторые с дополнительными стихами на латыни) для трех, четырех или пяти голосов. Благодаря своей преимущественно хордовой текстуре, эти песни похожи по стилю на итальянские канцонетты и вилланеллы. Самый большой сборник латинской музыки Гумпельцхаймера состоит из двух сборников восьмичастных мотетов для двух хоров (1601 и 1614). В них чувствуется то же венецианское влияние, что и в работах его аугсбургских коллег Ганса Лео Хасслера, Айхингера и Эрбаха. Особенностью стиля Гумпельцхаймера в этих работах является декламационный эффект повторяющихся аккордов на малых нотах. Нефигурированная партия басов, представленная во второй книге, содержит нижние строчки обоих хоров, каждая из которых напечатана на отдельном жезле в форме, идентичной форме многих органных басов XVI века. Композитор указал в своем предисловии, что этот вид нотации стал популярным среди органистов, которые, таким образом, были избавлены от необходимости полностью воспроизводить пьесы. О богатстве музыкальной деятельности святой Анны свидетельствует не только музыка Гумпельцхаймера, но и обширные фонды церковной библиотеки за 44 года его пребывания там. Составление рукописного списка было начато Гумпельцхаймером в 1620 году и продолжено Фаустом в 1625 году. Этот список включает в себя, помимо множества печатных собраний, несколько больших рукописных сборников полифонической музыки в нотной записи. Сохранились две из этих книг, одна из которых была начата в 1599 году, а другая завершена в 1624 году. В основном они были переписаны Гумпельцхаймером и содержат композиции многих выдающихся музыкантов того времени.

Ноты сочинений Адама Гумпельцхаймера на сайте библиотеки IMSLP