Гумпельцхаймер, Адам
1559 - 1625

Назад

Gumpelzhaimer, Adam

Портрет композитора Адам Гумпельцхаймер

  • Дата рождения: 1559 г.
  • Место рождения: Тростберг, Верхняя Бавария, Германия
  • Дата смерти: 3 ноября 1625 г.
  • Место смерти: Аугсбург, Германия

Биография

Адам Гумпельцхаймер был немецким композитором, кантором и музыкальным теоретиком. Большую часть своей активной жизни он провел в Аугсбурге, где получил раннее музыкальное образование у Йодока Энценмюллера в бенедиктинском аббатстве Святого Ульриха и Святой Афры. В 1581 году он стал кантором и руководителем школы и церкви Святой Анны и оставался там до самой своей смерти. Церковь Святой Анны, ранее принадлежавшая ордену кармелиток, в 1525 году стала важным центром лютеранской веры; в ней находилась впечатляющая часовня и орган, подаренные ранее богатой семьей Фуггеров.

В апреле 1582 года Гумпельцхаймер поступил в Ингольштадтский университет, ведущее иезуитское учебное заведение, в котором учились сыновья многих аугсбургских семей; по-видимому, он получил степень магистра. В 1590 году он получил гражданство Аугсбурга. Под руководством Гумпельцхаймера в школе Святой Анны музыка достигла расцвета, и в 1596 году он провел важную реорганизацию хора. Посвящения его публикаций своим ученикам и выдающимся жителям Аугсбурга свидетельствуют о том уважении, которым он пользовался в своем родном городе.

В последние несколько лет своей жизни из-за продолжительной болезни и финансовых трудностей он был вынужден продавать книги из своей ценной личной библиотеки. Существуют четыре его современных портрета: гравюры, датированные 1593, 1617 и 1622 годами, и гравюра на дереве, датированная 1625 годом.

Творчество

Гумпельцхаймер, вероятно, был наиболее известен немецким музыкантам своего времени и после него благодаря своему сборнику музыки, 13 изданий которого вышли за 90 лет. Задуманный как учебник по основам музыки для его студентов в школе Святой Анны, этот трактат основан в основном на "Музыкальном сборнике" Генриха Фабера (1548) и его переводе на немецкий язык Кристофа Рида (1572). В сборнике представлены тексты на латыни и немецком языках в параллельных колонках. Хотя Гумпельцхаймер несколько расширил оригинальный текст, его наиболее значительный вклад в эту работу заключается в подборе музыкальных примеров, которые составляют значительную часть книги.

Остальная часть его музыки представлена в основном в его печатных сборниках и состоит из полифонической вокальной музыки со священными немецкими или латинскими текстами. Немецкие произведения в основном представляют собой строфические переложения рифмованных, метрических текстов для трех, четырех или пяти голосов. Благодаря своей преимущественно аккордовой текстуре, эти песни похожи по стилю на итальянские канцонетты и вилланеллы.

Самый большой сборник латинской музыки Гумпельцхаймера состоит из двух сборников восьмиголосных мотетов для двух хоров (1601 и 1614). В них чувствуется то же венецианское влияние, что и в работах его аугсбургских коллег Ганса Лео Хасслера, Айхингера и Эрбаха. Особенностью стиля Гумпельцхаймера в этих работах является декламационный эффект повторяющихся аккордов на малых нотах.

Произведения

Теоретические труды

  • "Сборник музыки" ("Compendium musicae") - учебник по основам музыки (13 изданий)

Духовная музыка

  • Два сборника восьмиголосных мотетов для двух хоров (1601, 1614)
  • Немецкие духовные песни для 3-5 голосов
  • Латинские мотеты

Педагогические работы

  • Многочисленные музыкальные примеры в "Сборнике музыки"
  • Каноны и полифонические произведения для учебных целей

Ноты сочинений Адама Гумпельцхаймера на сайте библиотеки IMSLP