Гиймен, Луи-Габриэль
1705 - 1770
Назад
Луи-Габриэль Гиймен (Louis-Gabriel Guillemain) - Французский композитор и скрипач
Родился 15 ноября 1705 года, д'Шавиль, Париж - умер 1 октября 1770 года, там же.
Воспитывался графом де Рошешуар в Париже, где и начал учиться игре на скрипке. Позже он учился в Италии у скрипача Г.Б. Сомиса. К 1729 году Гиймен уже активно работал в Лионе, а вскоре после этого был назначен первым скрипачом Дижонской музыкальной академии, где хорошо зарекомендовал себя как композитор и исполнитель. Председатель парламента Дижона А. Мортье отправил Гиймена в Италию за большие деньги и включил его в свое завещание. В 1737 году Гиймен стал придворным музыкантом Людовика XV и со временем стал одним из самых популярных и высокооплачиваемых придворных музыкантов. Вероятно, именно для того, чтобы давать концерты, он отправился в Италию со скрипачом Жан-Пьером Гиньоном в конце 1730-х годов. Гиймен выступал с частными концертами перед королем и королевой, а с 1747 по 1750 год возглавлял партию вторых скрипок в придворном оркестре маркизы де Помпадур. Однако его придворный триумф пришелся на 12 декабря 1748 года, когда он представил свой балет-пантомиму "Китайская опера" в театре маркизы, а затем снова в Итальянской комедии 11 января 1749 года. Его произведения, в первую очередь симфонии, часто исполнялись на спиритических концертах в 1750-х годах. На протяжении всей своей карьеры при дворе Гиймен из-за экстравагантных покупок не вылезал из долгов. Обычно считалось, что Гиймен никогда не появлялся на публике в качестве солиста на концерте Spirituel, возможно, потому, что он слишком нервничал, чтобы выступать перед большой аудиторией. Но есть свидетельства, что он, возможно, был солистом в одном из своих собственных концертов на концерте Spirituel в праздник Святого Причастия (18 мая) в 1750 году. В последние годы жизни он сильно пил и был поспешно похоронен в день своей смерти; все это, казалось бы, подтверждает мрачные слухи о его самоубийстве. Все 18 публикаций Гиймена состоят из инструментальной музыки, включая произведения для скрипки без сопровождения, соло для скрипки и клавишных, дуэты скрипачей без сопровождения, трио-сонаты, квартеты, концерты, трио-симфонии и дивертисменты для оркестрового трио. Сонаты op.1, выполненные в консервативной четырехчастной схеме и с орнаментальными мелодическими линиями, предъявляют к скрипке виртуозные требования: они изобилуют двойными и тройными остановками, сложными переходами струнных, а также замысловатыми быстрыми пассажами и смычками. Это техническое проявление также можно найти в "Капризах без сопровождения" из соч.18. 12 симфоний-трио, в отличие от 6-й и 14-й, представляют интерес с точки зрения структуры. Они написаны в итальянском стиле и состоят из трех частей, быстро–медленно–быстро. Однако каждая из быстрых частей демонстрирует удивительно четкое понимание принципа сонатно-аллегро в произведениях, написанных в 1740-х годах. Удивляет осведомленность Гиймена о различных тематических функциях, а также о различии между первичным и вторичным материалом. Его типичная сонатно-аллегро-композиция в симфониях состоит из краткого изложения основной темы в тонике и модуляции доминанты во второстепенном материале. Раздел "Развитие" начинается с пересказа основного материала в доминанте и продолжается эпизодическим или развивающим материалом, обычно в относительном миноре. Краткое изложение, как правило, точное, за исключением незначительных тематических переформулировок. Симфонии в основном выдержаны в галантном стиле. Композиция трио практически на всем протяжении гомофонична, а для континуо часто характерен небрежный ритмический аккомпанемент. Тематический материал представлен серией независимых фрагментарных фраз, обычно состоящих из двух тактов. Каждая единица артикулирована контрастными изящными инструментальными фигурами, создавая мозаичную аддитивную процедуру, в отличие от развивающей. Сонатно-аллегро-стиль симфоний также прослеживается в более поздних сольных и камерных сонатах, концертах соч.7 и дивертисментах соч.15. Камерные сонаты соч.12 содержат одни из самых очаровательных произведений Гиймена. Сонаты соч.13 являются ранними примерами сонаты для клавишных с аккомпанементом и необязательной партией скрипки. Хотя клавишная партия сама по себе имеет музыкальный смысл, в издании op.17, представляющем собой переложение для четырех инструментов из набора op.13, большая часть скрипичной партии сохранена в первозданном виде. Два дивертисмента op.15 для оркестрового трио и "Развлечение" op.8 для камерного трио являются примерами французской инструментальной сюиты, состоящей из длинных серий легких и занимательных танцевальных движений в стиле галант.
Ноты сочинений Луи-Габриэля Гиймена на сайте библиотеки IMSLP