Гиймен, Луи-Габриэль
1705 - 1770
Назад
Guillemain, Louis-Gabriel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луи-Габриель Гиймен был французским композитором и скрипачом. Он был воспитан графом де Рошешуаром в Париже, где начал свои занятия на скрипке. Позже он учился в Италии у скрипача Дж. Б. Сомиса. К 1729 году Гиймен работал в Лионе, и вскоре после этого он был назначен первым скрипачом Дижонской музыкальной академии, где прочно утвердился как композитор и исполнитель. В 1737 году Гиймен стал ординарным музыкантом Людовика Пятнадцатого и в конечном итоге одним из самых популярных и высокооплачиваемых придворных музыкантов. Он выступал на частных концертах перед королем и королевой и с 1747 по 1750 год руководил вторыми скрипками в придворном оркестре маркизы де Помпадур. Его придворный триумф, однако, наступил 12 декабря 1748 года с исполнением его балета-пантомимы "Китайский фокусник", данного в театре маркизы и снова в Итальянской комедии 11 января 1749 года. Его произведения, в первую очередь симфонии, часто исполнялись в концертах "Духовный концерт" (фр. Concert Spirituel) в течение 1750-х годов.
На протяжении всей своей карьеры при дворе экстравагантные покупки держали его в долгах. Общепринято считать, что Гиймен никогда не выступал публично в качестве солиста в "Духовном концерте", возможно, потому, что он был слишком нервным, чтобы играть перед большой аудиторией. Но свидетельства показывают, что он мог быть солистом в одном из своих собственных концертов в "Духовном концерте" в праздник Тела и Крови Христовых в 1750 году. Он сильно пил в свои последние годы и был поспешно похоронен в день своей смерти; все это, казалось бы, подтверждает мрачные рассказы о его самоубийстве.
Все 18 публикаций Гиймена состоят из инструментальной музыки, включая произведения для скрипки без сопровождения, скрипки-соло и клавира, дуэтов для скрипок без сопровождения, трио-сонат, квартетов, концертов, трио-симфоний и дивертисментов для оркестрового трио. Сонаты его соч. 1, выдержанные в консервативной четырехчастной схеме и с орнаментальными мелодическими линиями, предъявляют к скрипке виртуозные требования: они изобилуют двойными и тройными нотами, сложными переходами через струны и скачками, а также замысловатыми быстрыми пассажами и штрихами. Эта техническая виртуозность также встречается в несопровождаемых каприччио его соч. 18.
Двенадцать трио-симфоний, сочинения 6 и 14, интересны своей структурой. Они выдержаны в итальянском стиле и следуют обычной трехчастной схеме "быстро-медленно-быстро". Однако каждая из быстрых частей демонстрирует поразительно ясное понимание принципов сонатного аллегро для произведений, написанных в 1740-х годах. Осведомленность Гиймена о различных тематических функциях, а также разграничение главного и побочного материала удивительна. Его типичная процедура сонатного аллегро в симфониях состоит из краткой экспозиции с главной темой в тонике и модуляции в доминанту для побочного материала. Разработка начинается с повторного изложения главного материала в доминанте и продолжается эпизодическим или развивающим материалом, обычно в параллельном миноре. Реприза, как правило, точная, с лишь незначительной тематической переработкой. Симфонии выполнены преимущественно в галантном стиле. Трио-состав практически на всем протяжении гомофонный, с генерал-басом, зачастую характеризующимся поверхностным аккомпанементом, отмечающим такт. Тематический материал собран в серию независимых, фрагментированных фраз, обычно двухтактовых. Каждая единица артикулируется контрастирующими галантными инструментальными фигурациями, создавая мозаичную аддитивную процедуру в противовес развивающей.
Процедура сонатного аллегро симфоний также встречается в более поздних сольных и камерных сонатах, концертино сочинения 7 и дивертисментах сочинения 15. Камерные сонаты сочинения 12 содержат некоторую из самых очаровательной музыки Гиймена. Сонаты сочинения 13 являются ранними примерами сонаты для клавира с аккомпанементом с optional партией скрипки. Хотя клавирная партия сама по себе имеет музыкальный смысл, публикация сочинения 17, аранжировка для четырех инструментов набора сочинения 13, сохраняет большую часть скрипичной партии в неизменном виде.
Два дивертисмента сочинения 15 для оркестрового трио и увеселение сочинения 8 для камерного трио являются примерами французской инструментальной сюиты, состоящей из длинных серий легких и развлекательных танцевальных движений в галантном стиле.
Симфонии
Концерты
Дивертисменты
Сонаты
Произведения для клавира
Произведения для скрипки соло
Прочие сочинения
Балеты-пантомимы
Ноты сочинений Луи-Габриэля Гиймена на сайте библиотеки IMSLP