Гиньон, Жан-Пьер
1702 - 1774
Назад
Guignon, Jean-Pierre
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жан-Пьер Гиньон был итальянским скрипачом и композитором, работавшим во Франции. Сын туринского купца, он был одним из многих прославленных скрипачей-композиторов, обученных Джованни Баттистой Сомисом. Он дебютировал в Париже в апреле и мае 1725 года, выступив три раза в недавно основанном концертном обществе "Духовный концерт", где он и Жан-Батист Ане были представлены вместе в соревновании между французской и итальянской музыкой. В течение следующих 25 лет Гиньон часто выступал на этих концертах, и блеск его исполнения всегда встречал аплодисменты. В октябре 1727 года вместе с виолистом Форкере он с большим успехом играл в Ренне. Три года спустя он стал одним из музыкантов принца Кариньянского, и эта связь продолжалась по крайней мере два десятилетия. В том же году он исполнил свой собственный концерт и сонаты для французского короля и королевы, к их великому удовлетворению. Это привело к его назначению в конце 1733 года ординарным музыкантом королевской музыки, должность, которую он занимал до выхода на пенсию в 1762 году. В 1736 году Гиньон посетил Лион, где выступил перед губернатором, герцогом Вильруа, которому посвятил свое сочинение 2; он был в Париже в 1737-38 годах, где принимал участие в исполнении Парижских квартетов Телемана. Вскоре после этого он и Гиймен отправились в Италию, предположительно для того, чтобы давать концерты.
В 1741 году Гиньон стал натурализованным французским гражданином, и король возродил для него давно вакантную должность "Короля и мастера менестрелей и игроков на инструментах как высоких, так и низких, и сообщества учителей танцев", благодаря чему Гиньон получил свое прозвище: "последний Король скрипачей". Эта должность, пережиток средневековой гильдейской системы, мало соответствовала концертной жизни Франции XVIII века, и попытки Гиньона отстаивать прерогативы своей должности втянули его в горькие судебные разбирательства, приведшие к ограничению его полномочий в 1750 году и к его отставке, а также к постоянной отмене этой должности в 1773 году. Ранее, в 1730-х годах, его интриги вытеснили Ане и Леклера из королевской службы; его спорный характер стал причиной его вовлеченности в нападение на другого музыканта и судебных разбирательств по финансовому вопросу; а его брак в 1731 году продлился менее года.
Летом 1744 года Гиньон и Мондонвиль совершили тур по Франции, выступая в Дюнкерке, Лионе и других городах. Они провели несколько недель в Лионе, давая концерты, которые были встречены с одобрением широкой публикой и музыкантами передовых взглядов, но были осуждены консервативными критиками. Летом следующего года они вернулись в Лион и повторили свои триумфы. После 1750 года Гиньон не выступал публично, но его еще слышали при дворе и в салонах. Помимо бесплатного обучения перспективных молодых скрипачей, он учил игре на скрипке нескольких знатных учеников и был вознагражден пенсиями и ежегодными выплатами, которые позволили ему закончить свою жизнь в комфортных условиях.
Жан-Пьер Гиньон был одним из самых блестящих виртуозов своей эпохи, превосходя игру Ане, Леклера, Мондонвиля и Гиймена. Однако его сочинения находятся на более низком художественном уровне, чем их. Аббат Плюш описал его эстетику следующим образом: "Господин Гиньон, будучи убежден, что музыка создана для того, чтобы избавить человека от скуки, избрал метод, наиболее подходящий для того, чтобы развлекать и удивлять его. Игра этого умелого артиста отличается восхитительной легкостью, и он утверждает, что подвижность его смычка оказывает публике двойную услугу, которая заключается в том, чтобы предохранять слушателей от дремоты своим огнем и готовить - путем изучения исполнения - солистов, которых не останавливает никакая трудность".
Сонаты
Дуэты
Обработки
Трио
Концерты
Отдельные пьесы
Утраченные сочинения
Ноты сочинений Жан-Пьера Гиньона на сайте библиотеки IMSLP