Гиньон, Жан-Пьер
1702 - 1774

Назад

Guignon, Jean-Pierre

Портрет композитора Жан-Пьер Гиньон

  • Дата рождения: 10 февраля 1702 г.
  • Место рождения: Турин
  • Дата смерти: 30 января 1774 г.
  • Место смерти: Версаль

Биография

Жан-Пьер Гиньон был итальянским скрипачом и композитором, работавшим во Франции. Сын туринского купца, он был одним из многих прославленных скрипачей-композиторов, обученных Джованни Баттистой Сомисом. Он дебютировал в Париже в апреле и мае 1725 года, выступив три раза в недавно основанном концертном обществе "Духовный концерт", где он и Жан-Батист Ане были представлены вместе в соревновании между французской и итальянской музыкой. В течение следующих 25 лет Гиньон часто выступал на этих концертах, и блеск его исполнения всегда встречал аплодисменты. В октябре 1727 года вместе с виолистом Форкере он с большим успехом играл в Ренне. Три года спустя он стал одним из музыкантов принца Кариньянского, и эта связь продолжалась по крайней мере два десятилетия. В том же году он исполнил свой собственный концерт и сонаты для французского короля и королевы, к их великому удовлетворению. Это привело к его назначению в конце 1733 года ординарным музыкантом королевской музыки, должность, которую он занимал до выхода на пенсию в 1762 году. В 1736 году Гиньон посетил Лион, где выступил перед губернатором, герцогом Вильруа, которому посвятил свое сочинение 2; он был в Париже в 1737-38 годах, где принимал участие в исполнении Парижских квартетов Телемана. Вскоре после этого он и Гиймен отправились в Италию, предположительно для того, чтобы давать концерты.

В 1741 году Гиньон стал натурализованным французским гражданином, и король возродил для него давно вакантную должность "Короля и мастера менестрелей и игроков на инструментах как высоких, так и низких, и сообщества учителей танцев", благодаря чему Гиньон получил свое прозвище: "последний Король скрипачей". Эта должность, пережиток средневековой гильдейской системы, мало соответствовала концертной жизни Франции XVIII века, и попытки Гиньона отстаивать прерогативы своей должности втянули его в горькие судебные разбирательства, приведшие к ограничению его полномочий в 1750 году и к его отставке, а также к постоянной отмене этой должности в 1773 году. Ранее, в 1730-х годах, его интриги вытеснили Ане и Леклера из королевской службы; его спорный характер стал причиной его вовлеченности в нападение на другого музыканта и судебных разбирательств по финансовому вопросу; а его брак в 1731 году продлился менее года.

Летом 1744 года Гиньон и Мондонвиль совершили тур по Франции, выступая в Дюнкерке, Лионе и других городах. Они провели несколько недель в Лионе, давая концерты, которые были встречены с одобрением широкой публикой и музыкантами передовых взглядов, но были осуждены консервативными критиками. Летом следующего года они вернулись в Лион и повторили свои триумфы. После 1750 года Гиньон не выступал публично, но его еще слышали при дворе и в салонах. Помимо бесплатного обучения перспективных молодых скрипачей, он учил игре на скрипке нескольких знатных учеников и был вознагражден пенсиями и ежегодными выплатами, которые позволили ему закончить свою жизнь в комфортных условиях.

Творчество

Жан-Пьер Гиньон был одним из самых блестящих виртуозов своей эпохи, превосходя игру Ане, Леклера, Мондонвиля и Гиймена. Однако его сочинения находятся на более низком художественном уровне, чем их. Аббат Плюш описал его эстетику следующим образом: "Господин Гиньон, будучи убежден, что музыка создана для того, чтобы избавить человека от скуки, избрал метод, наиболее подходящий для того, чтобы развлекать и удивлять его. Игра этого умелого артиста отличается восхитительной легкостью, и он утверждает, что подвижность его смычка оказывает публике двойную услугу, которая заключается в том, чтобы предохранять слушателей от дремоты своим огнем и готовить - путем изучения исполнения - солистов, которых не останавливает никакая трудность".

Произведения

Сонаты

  • "Двенадцать сонат" для скрипки и бассо континуо, соч. 1
  • "Шесть сонат" для двух виолончелей/фаготов/виол да гамба, соч. 2
  • "Шесть сонат" для двух скрипок/флейт/блокфлейт/гобоев/других инструментов, соч. 3
  • "Шесть сонат в трио" для двух скрипок и бассо континуо, соч. 4
  • "Шесть сонат в трио" для двух скрипок и бассо континуо, соч. 5
  • "Шесть сонат" для скрипки и бассо континуо, соч. 6

Дуэты

  • "Шесть дуэтов" для двух скрипок, соч. 7

Обработки

  • "Пьесы разных авторов... усиленные и удвоенные" для двух скрипок, соч. 8
  • "Новые вариации на различные арии и Испанские фолии, усиленные" для двух скрипок, соч. 9

Трио

  • "Шесть трио" для трех флейт/скрипок/блокфлейт/гобоев/других инструментов, соч. 10

Концерты

  • Три концерта для скрипки с оркестром

Отдельные пьесы

  • "Вариации на арию Дикарей [Рамо]"
  • Десятая соната для скрипки и бассо континуо
  • Отдельные пьесы в антологиях XVIII века

Утраченные сочинения

  • "Сюита симфоний" для двух валторн и оркестра
  • "Месса в симфонии"

Ноты сочинений Жан-Пьера Гиньона на сайте библиотеки IMSLP