Гедрон, Пьер
1564 - 1620
Назад
Guédron, Pierre
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьер Гедрон был французским композитором, певцом и учителем пения. Упоминание о том, что его голос ломался, когда он был среди певчих капеллы кардинала Лотарингского в Пюи д'Эврё в 1583 году, позволяет предположить, что он едва ли мог родиться до 1565 года. После убийства кардинала в 1588 году он поступил в королевскую капеллу. Два года спустя, когда Генрих IV реорганизовал придворное музыкальное учреждение, он был переведен на постоянной основе в светскую сферу, сначала в качестве руководителя певчих королевской камерной музыки. Затем начался впечатляющий взлет по карьерной лестнице в придворных музыкальных кругах. В 1601 году он сменил Клода Лежена на посту композитора королевской камерной музыки, а в 1603 году был описан дополнительно как камердинер короля и руководитель детской музыкальной капеллы (последнюю должность он продал в 1613 году своему зятю, Антуану Буэссе, с большой скидкой в качестве приданого). В 1604 году он, по-видимому, стал главным мастером камерной музыки его величества и достиг высшей должности суперинтенданта камерной музыки короля в 1613 году. В 1617 году он занимал ту же должность в музыкальном учреждении королевы-матери. Его последняя книга арий (1620) была опубликована посмертно под надзором Буэссе; следовательно, он должен был умереть ранее в том же году или в конце 1619 года. При жизни его высоко ценили как певца, учителя и композитора, а также теоретики, такие как Дж. Б. Дони, Мерсенн и Басильи, писавшие о нем спустя долгое время после его смерти. Его арии быстро попали в печать, и он был наиболее часто представленным композитором придворных арий в иностранных источниках вплоть до 1630-х годов. Он был женат на Жиллетт Дюге, но нет свидетельств того, что кто-либо из их восьми или более детей (трое из них мальчики) продолжил музыкальную карьеру.
Пьер Гедрон, по-видимому, сосредоточился исключительно на сочинении различных форм придворной арии. Он также писал стихи (включая некоторые стихи, написанные старинной ритмической системой) и создавал музыку на собственные тексты. В остальных случаях он сотрудничал с Франсуа де Малербом или с другими, более мелкими поэтами своего времени. Сохранилось около 200 арий, в основном в шести печатных сборниках (1602–1620). Многие из них дублируются в антологиях для голоса и лютни, обычно издававшихся раньше ансамблевых версий, и несколько песен, в основном речитативы, появляются только в этой форме. Двадцать одна версия песен с лютней появляется в антологиях с аранжировками "от самих композиторов", что позволяет предположить, что Гедрон был опытным лютнистом. Первое издание, полностью посвященное ему, появилось в 1602 году, но его песни уже были заметны в рукописных и других сборниках, датируемых 1590-ми годами. Песни из его "Придворных арий" 1608 года стали основным источником для первой французской антологии песен с лютней в аранжировке Габриэля Батая, и его арии продолжали появляться в таких антологиях вплоть до 1620 года. С самого начала своей карьеры Гедрон создавал вокальную музыку для придворного балета, что отражало его талант музыкального драматурга. Начиная с его "Второй книги" (1612) придворные балетные арии становятся обычным явлением, многие из них взяты из самых знаменитых постановок того времени. Например, вторая книга содержит пьесы из "Балета месье герцога Вандомского" (1610), "Балета мадам, сестры короля" (около 1613) и "Балета учителя танцев" (1609). "Третья книга" (1617) содержит пьесы из "Балета триумфа Минервы" и "Балета месье принца Конде" (оба 1615), в то время как "Четвертая книга" (1618) использует арии из "Балета короля, или Балета освобождения Рено" (1617), а также "Балета принцев" (1618) и "Балета королевы" (1617).
Песни Гедрона обнаруживают замечательный талант как к созданию привлекательных, простых мелодий ("Прощай, пастушка, навсегда", 1602 и 1608), так и к выразительным, драматичным обработкам ("Какая чрезмерная боль", 1620), и хотя более поздние композиторы придворной арии довели этот жанр до пика элегантности и утонченности, немногие могли сравниться с Гедроном ни в мелодическом изобретении, ни в выразительности. Он был одним из первых композиторов, писавших выразительные, распеваемые речитативы для придворного балета, и единственным среди своих современников, кто приблизился к напряженному, декламационному стилю итальянской монодии. Многие его арии демонстрируют свойственную жанру ритмическую гибкость без строгого метра, что отчасти является наследием размеренной музыки XVI века, часто сочетающейся с пренебрежением к просодии, что можно истолковать как недостаток стиля или как одну из его прелестей. Однако в более поздних песнях, особенно, Гедрон проявил заботу о соответствии слова и музыкального акцента, что в конечном итоге стало заботой Люлли и его современников, подчас с большой тонкостью ("Прекратите, смертные", 1612). Его ансамблевые обработки, будучи по сути гармоническими по стилю, содержат эффективное разнообразие фактуры и голосоведения, а некоторые показывают ранние свидетельства поддержки бассо континуо для одного или двух голосов, противопоставленных полным ансамблевым "припевам" ("Пастух, что вы думаете делать", 1617).
Песни Гедрона получали духовные контрафактуры в сборниках, таких как "Благочестивый жаворонок" (1621/29) и "Серафимический соловей" (1632/33, 1632/34, 1640/5). Его арии также reappeared в английских источниках, таких как "Музыкальный банкет" Роберта Доуленда (1610) и "Французские придворные арии" Филмера (1629), и многие были аранжированы для сольного инструментального исполнения. Вариации на одну песню, "Неужели это Марс" (1612), часто появляются в английских лютневых рукописях как "Французская мелодия", а Шейдт и Я. П. Свелинк были среди тех, кто написал вариации для клавира на нее.
Балеты
Придворные арии
Ноты сочинений Пьера Гедрона на сайте библиотеки IMSLP