Гуами, Джозеффо
1542 - 1611

Назад

Джозеффо Гуами (Gioseffo Guami) - Итальянский органист и композитор

Родился 27 января 1542 года, Лукка - умер в 1611 году, Лукка. 

Он был самым выдающимся членом семьи. Обстоятельства его раннего обучения неизвестны, но он, должно быть, подавал необыкновенные надежды, поскольку его отправили учиться в Венецию, возможно, еще в 1557 году, под покровительством двух аристократов из Луккезе. Здесь он был учеником Виллерта и Аннибале Падовано и пел в большой капелле. Уже в 1562 году его сочинения появлялись в антологиях наряду с произведениями ведущих композиторов Венеции. В 1567 году Лассо совершил специальную поездку в Италию, чтобы нанять Джозеффо и его брата Франческо в баварскую придворную капеллу в качестве органиста и тромбониста соответственно. Оба они работали при дворе по меньшей мере с 1568 года с одинаковой зарплатой в 180 флоринов каждый (до этой даты не сохранилось судебных протоколов). Записи показывают, что Джозеффо служил там до 1570 года, а затем с 1574 по 1579 год. В официальном отчете Массимо Трояно о свадьбе герцога Вильгельма V и Рене Лотарингской в 1568 году уже упоминается Гуами, который восхваляется как "превосходный органист’. Между 1570 и 1574 годами он провел некоторое время в Италии вместе с Лассусом, но полные обстоятельства этих лет неизвестны. Одно из показаний под присягой, подтверждающих его последующее назначение в Сан-Марко, Венеция, показывает, что он носил звание капо делли концерти, а также был органистом Баварской придворной капеллы; это может относиться ко второму периоду его работы при дворе. В 1574 году Гуами также был назначен органистом в Сан-Микеле, Лукка, но фактически он занял эту должность только в 1579 году, когда получил специальный подарок в размере 130 флоринов от баварского двора, чтобы вернуться в Лукку, где он женился 6 июля того же года. Продолжительность службы Гуами в Лукке неизвестна, но в 1582 году он все еще находился там. К 1585 году он уже служил маэстро ди капелла при дворе принца Джан Андреа Дориа в Генуе. Он вернулся в Лукку в 1587 году, но точные обстоятельства его трудоустройства неизвестны. 30 апреля 1588 года он был избран на должность первого органиста собора Святого Марка в Венеции и, согласно рекомендательному письму тамошнего священника, уже успел завоевать ‘всемирную известность’. В показаниях Зарлино под присягой на судебном процессе говорилось, что "никто лучше него не подходил для служения церкви", и эта оценка нашла отражение в показаниях под присягой десяти других ведущих венецианских музыкантов, включая Джованни Габриэли. Три года спустя при несколько загадочных обстоятельствах Гуами покинул должность "senza licenza" и вернулся в Лукку; причиной, возможно, было его разочарование тем, что его не выбрали преемником Зарлино на посту маэстро собора. 5 апреля 1591 года он был назначен на свою последнюю должность органиста в кафедральном соборе Лукки, которую он занимал до своей смерти 20 лет спустя. Именно во время службы там у него в учениках был Адриано Банчиери. После его смерти 20 января 1612 года его сын (4) Винченцо был избран его преемником на посту органиста собора. Венецианское влияние Виллерта и Роре заметно в ранних публикациях Гуами. Его светский стиль характеризуется тщательным подбором текста, колористической обработкой, сочетанием цветов, узорами в виде пятых кругов и эффектами кориспеццати. Его ранние песнопения и пародийная месса на мотив песни Ласса демонстрируют склонность к сакральному стилю Ласса. Один из мотетов "In die tribulationis" и канцона "La cromatica" с их хроматическими сюжетами и отдаленными модуляциями напоминают о хроматических экспериментах, начатых Вичентино. В заключительный том "Мотетов" добавлен сборник партитур для бассо сегенте, и многие из этих произведений, включая "Мизерикордиа Домини" для 16 голосов, являются полноценными сочинениями кори спеццати. Дуэт с фигурным басом в новом стиле, использованном Виаданой, был опубликован в "Новой церковной библиотеке" Банчиери (Болонья, 1613). Большинство инструментальных канцон, в том числе несколько антифонных произведений в восьми частях, были опубликованы в сборнике французских канцонеток Гуами, одна из самых ранних партитур к которому была напечатана в 1601 году. Все эти названия носят описательный характер, содержат семейные и другие ссылки, такие как "Ла Гуамина", "Ла Брильянтина", "Ла Тодешина" и "Ла Лучезина". Протяженные орнаментальные пассажи, последовательные узоры и мотивное развитие характерны для этих канцон, которые также появились в многочисленных транскрипциях для лютни и органа. Единственным сохранившимся оригинальным произведением для органа является токката, напечатанная в книге Дируты “Трансильвания”. Современные авторы восторженно отзываются о музыкальных способностях Гуами. Банчиери открыто воздал должное своему учителю в трех своих публикациях – "Музыкальная карта" (Венеция, 1614), "Армонические письма" (Болонья, 1628) и "Заключение о жизни органоидов" (Болонья, 1609). Многие считали его "непревзойденным" органистом; Зарлино в своем "Sopplimenti musicali" назвал его "превосходным композитором и сонатором для изящных рук", а Галилей в своем "Диалоге" перечислил Гуами вместе с Аннибале Падовано, Меруло и Луццаски как единственных четверых во всей Италии, "которые умели играть и не только петь". пиши хорошо’. Фантони упоминает о певческом таланте Гуами, а упоминание Галилея о его "экстраординарных" способностях как струнника подтверждается Драудиусом, Вальтером, Берни и Фетисом; дальнейшие заявления Артузи и Галилея свидетельствуют о прогрессивных композиторских методах Гуами.

Ноты сочинений Джозеффо Гуами на сайте библиотеки IMSLP