Гуами, Джозеффо
1542 - 1611
Назад
Guami, Gioseffo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джозеффо Гуами был итальянским композитором и органистом, самым выдающимся членом семьи Гуами. Обстоятельства его раннего обучения неизвестны, но он, должно быть, подавал необыкновенные надежды, поскольку его отправили учиться в Венецию, возможно, еще в 1557 году, под покровительством двух аристократов из Лукки. Здесь он был учеником Вилларта и Аннибале Падовано и пел в большой капелле. Уже в 1562 году его сочинения появлялись в антологиях наряду с произведениями ведущих композиторов Венеции. В 1567 году Лассо совершил специальную поездку в Италию, чтобы нанять Джозеффо и его брата Франческо в баварскую придворную капеллу в качестве органиста и тромбониста соответственно. Оба они работали при дворе по меньшей мере с 1568 года с одинаковой зарплатой в 180 флоринов каждый. Записи показывают, что Джозеффо служил там до 1570 года, а затем с 1574 по 1579 год. В официальном отчете Массимо Трояно о свадьбе герцога Вильгельма V и Рене Лотарингской в 1568 году уже упоминается Гуами, который восхваляется как "превосходный органист".
Между 1570 и 1574 годами он провел некоторое время в Италии вместе с Лассусом, но полные обстоятельства этих лет неизвестны. Одно из показаний под присягой, подтверждающих его последующее назначение в Сан-Марко, Венеция, показывает, что он носил звание руководителя концертов, а также был органистом Баварской придворной капеллы; это может относиться ко второму периоду его работы при дворе. В 1574 году Гуами также был назначен органистом в Сан-Микеле, Лукка, но фактически он занял эту должность только в 1579 году, когда получил специальный подарок в размере 130 флоринов от баварского двора, чтобы вернуться в Лукку, где он женился 6 июля того же года.
Продолжительность службы Гуами в Лукке неизвестна, но в 1582 году он все еще находился там. К 1585 году он уже служил руководителем капеллы при дворе принца Джан Андреа Дориа в Генуе. Он вернулся в Лукку в 1587 году, но точные обстоятельства его трудоустройства неизвестны. 30 апреля 1588 года он был избран на должность первого органиста собора Святого Марка в Венеции и, согласно рекомендательному письму тамошнего священника, уже успел завоевать "всемирную известность". В показаниях Дзарлино под присягой на судебном процессе говорилось, что "никто лучше него не подходил для служения церкви", и эта оценка нашла отражение в показаниях под присягой десяти других ведущих венецианских музыкантов, включая Джованни Габриэли.
Три года спустя при несколько загадочных обстоятельствах Гуами покинул должность "без разрешения" и вернулся в Лукку; причиной, возможно, было его разочарование тем, что его не выбрали преемником Дзарлино на посту руководителя собора. 5 апреля 1591 года он был назначен на свою последнюю должность органиста в кафедральном соборе Лукки, которую он занимал до своей смерти 20 лет спустя. Именно во время службы там у него в учениках был Адриано Банкьери. После его смерти 20 января 1612 года его сын Винченцо был избран его преемником на посту органиста собора.
Венецианское влияние Вилларта и Роре заметно в ранних публикациях Гуами. Его светский стиль характеризуется тщательным подбором текста, колористической обработкой, сочетанием тембров, последовательностями по квинтовому кругу и эффектами разделенных хоров. Его ранние песнопения и пародийная месса на тему песни Лассо демонстрируют склонность к сакральному стилю Лассо. Один из мотетов "Во дни скорби" и канцона "Хроматическая" с их хроматическими темами и отдаленными модуляциями напоминают о хроматических экспериментах, начатых Вичентино. В заключительный том "Мотетов" добавлен сборник партитур для бассо континуо, и многие из этих произведений, включая "Милосердие Господне" для 16 голосов, являются полноценными сочинениями для разделенных хоров. Дуэт с фигурным басом в новом стиле, использованном Виаданой, был опубликован в "Новой церковной библиотеке" Банкьери (Болонья, 1613).
Большинство инструментальных канцон, в том числе несколько антифонных произведений в восьми частях, были опубликованы в сборнике французских канцонетт Гуами, одна из самых ранних партитур к которому была напечатана в 1601 году. Все эти названия носят описательный характер, содержат семейные и другие ссылки, такие как "Гуамина", "Брильянтина", "Немецкая" и "Лукканская". Протяженные орнаментальные пассажи, последовательные узоры и мотивное развитие характерны для этих канцон, которые также появились в многочисленных транскрипциях для лютни и органа. Единственным сохранившимся оригинальным произведением для органа является токката, напечатанная в книге Дируты "Трансильвания".
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Джозеффо Гуами на сайте библиотеки IMSLP