Грюневальд, Готфрид
1675 - 1739
Назад
Готфрид Грюневальд (Gottfried Grünewald) - Немецкий композитор, исполнитель на панталеоне и бас-певец
Родился в 1675 году, Эйбау, на севере Циттау, Верхняя Лужица - умер 19 декабря 1739 года, Дармштадт.
Вероятно, свое первое музыкальное образование он получил от своего отца Андреаса, школьного учителя и органиста в Эйбау. В 1703 году он выступал в качестве баса в Гамбургской опере. В том же году в Лейпциге была поставлена его опера "Потерянный шефер Кардильо" ("потерянный"), а в 1704 году там же была поставлена другая опера, "Потерянная дочь Германика" ("Oder Germanicus"), в которой композитор исполнил заглавную партию. В том же году она была повторена в Гамбурге и Наумбурге, а еще одно исполнение записано в Лейпциге в 1720 году. Связь Грюневальда с Лейпцигом остается неясной в том, что касается его образования, хотя Шеринг предположил, что он был там студентом и подружился с Кристофом Граупнером, который сыграл заметную роль в его дальнейшей карьере. С 1709 по 1711 год он был заместителем капельмейстера и камерным певцом при дворе Вайсенфельса, служа под началом И.П. Кригера, на дочери которого женился. Вероятно, по рекомендации Граупнера, который стал капельмейстером при дворе в Дармштадте, Грюневальд примерно с 1713 года работал при том же дворе в качестве заместителя капельмейстера, и эту должность он сохранял до конца своей жизни. В 1717 году он гастролировал по Германии, включая Гамбург, в качестве солиста на панталеоне - инструменте, похожем на цимбалы, изобретенном и популяризированном Панталеоном Хебенштрайтом. О тесной дружбе с Граупнером свидетельствует тот факт, что крестными родителями пятерых из десяти детей Грюневальда были Граупнеры. Ноак предположил, что Граупнер написал главную роль в своей опере "Констанца Винс л'Инганно" для Грюневальда. Хотя известно, что Грюневальд поочередно с Граупнером сочиняли циклы кантат для королевской капеллы в период с 1719 по 1739 год, ни одно из этих произведений не сохранилось, поскольку, по-видимому, все личные рукописи Грюневальда были уничтожены после его смерти. Единственное сохранившееся произведение, "7 партитур для клавесина" (D-DS; ред. Л. Черутти, Падуя, 1994), представляет собой сборник сюит, во многом напоминающих клавишный стиль Дж.К.Ф. Фишера, а также стиль Иоганна Кунау.