Гретри, Андре-Эрнест-Модест
1741 - 1813

Назад

Андре-Эрнест-Модест Гретри (André-Ernest-Modeste Grétry) - Льежец, позднее француз, композитор валлонского происхождения

Родился 8 февраля 1741, Льеж - умер 24 сентября 1813, Монморанси, Сена и Уаза. 

Он внес решающий вклад в масштаб и стиль комической оперы XVIII века, а также в технические аспекты, такие как музыкальный "местный колорит" и дизайн увертюр. Его опера-комик и речитативные комедии для Парижской оперы пользовались беспрецедентным успехом в течение 20 лет, вплоть до Французской революции. Многие из его произведений были поставлены за границей, а некоторые были возрождены в начале XIX века в Париже: некоторые сохранились до середины десятилетия, хотя и с обновленной оркестровкой.

Гретри был вторым из шести детей в семье профессионального музыканта и скрипача из коллегиальной церкви Сен-Дени в Льеже. Мальчиком он поступил в хоровую школу Сен-Дени, где позже научился играть на скрипке. Поскольку хормейстеры были неопытны, Гретри отправили к Х. Дж. Ренкину и Анри Моро на уроки контрапункта и композиции. Но решающим событием стал визит итальянской труппы комической оперы Кросса и (Натале) Реста в 1753-1755 годах. После проведения мессы в Сен-Дени и исполнения шести симфоний в доме его ректора Гретри получил место в Коллеж Дарши в Риме, что стало благотворительной акцией для льежских мальчиков. Он уехал весной 1760 года. В Риме он учился в основном у Джованни Казали, сочинив еще несколько произведений церковной музыки и шесть струнных квартетов (позже опубликованных как соч.3). В конце концов он получил заказ на участие в карнавале 1765 года, когда исполнялась "Вандемианская пляска". (По словам Гингуэне, это произошло после нескольких месяцев занятий с Саккини.) В 1766 году Гретри переехал в Женеву, написал концерты для лорда Абингдона и познакомился с Вольтером и его кружком в Фернее. В декабре 1766 года в Женеве Гретри впервые услышал и увидел "Комическую оперу" в исполнении труппы, для которой он предоставил партитуру (частично сохранившуюся): "Изабель и Гертруда". Путь к успеху в Париже, куда Гретри прибыл на следующий год, был непростым, но молодой композитор обладал манерами и характером, позволившими ему завоевать необходимое покровительство и поддержку. При поддержке шведского графа Крейца Гретри установил партнерские отношения с известным писателем и критиком Жаном Франсуа Мармонтелем, который сотрудничал с Рамо (1751-1753) и Йозефом Кохо ("Альпийская крепость", по мотивам его собственной нравоучительной повести). Их серия из шести комических опер была чрезвычайно успешной, и совместная работа прекратилась только после того, как проекты Мармонтеля не прошли отбор в комитетах Итальянской комедии. Влияние этих работ и "Парлановой картины" (1769) сделало Гретри популярной фигурой, и в конечном счете он стал довольно богатым и влиятельным человеком. В 1771 году он женился на Жанне-Мари Грендон (1746-1807), дочери художника, которая родила ему трех дочерей; все они умерли молодыми. Люсиль Гретри, второй ребенок в семье, написала две оперы, которые ее отец оркестровал и переработал. Семейная жизнь занимала центральное место в жизни Гретри: его мать переехала жить к нему, и в 1796 году он взял на себя ответственность за детей своего недавно умершего брата. Его доморощенное чувство порядочности не мешало ему гордиться собственными достижениями. Воспоминания Гретри - это незаменимое чтение для подробного описания его опер, его музыкальных и драматических теорий и его беззастенчивого самовыражения. В своем труде "О вере" (Париж, 1801) он изображает себя прирожденным республиканцем, хотя на самом деле был в близких отношениях с французской королевской семьей и другими вельможами. "Два авареса" и "Любовь к предкам" впервые прозвучали в 1770 году во время придворных торжеств по случаю свадьбы Дофина и Марии-Антуанетты; последняя работа была посвящена ей. В следующем году при дворе впервые были представлены "Любовь дома" и "Земира и Азор", а последняя была посвящена любовнице короля, мадам Дюбарри. Мария-Антуанетта проявила явную симпатию к музыке Гретри и назначила его своим личным музыкальным руководителем, когда в 1774 году стала королевой. Поддержка композитором Людовика XVI до сих пор очевидна в "Пьере ле Гранде" (1790). Слава Гретри распространилась по всей Франции, в Нидерландах, Германии, некоторых частях Италии, Австрии, Швеции и других странах. Брюссельский Большой театр получил права на новые неопубликованные произведения, а Гретри совершил триумфальные поездки в Льеж в 1776 и 1782 годах для получения официальных наград. В 1787 году он был назначен инспектором Итальянской комедии, а затем был уволен на пенсию из Оперы и назначен королевским музыкальным цензором. Его портрет был написан и выгравирован; его скульпторами были Пажу, Рутшиль, Стоуф и многие другие (см. списки у Брене, 1884, и Ленуара, 1989). Вершиной карьеры Гретри стали оперы "Преув Вилладжуаз" и "Ришар Львиное сердце" (обе - в 1784 году), а также современные постановки в опере: "Караван в Кайре" (1783) и "Панург" (1785). После этого популярность его новых работ резко снизилась, уступив место работам Далайрака и, в меньшей степени, Дезеда. Приспосабливаясь к изменениям во вкусах, Гретри усложнил текстуру таких произведений, как "Рауль Барбе-бле" (1789) и "Гийом Телль" (1791), что привело к получению положительных результатов. В то же время он создавал и более бездарные произведения, как правило, с плохими либретто: но даже "республиканские" пьесы 1794 года не лишены его таланта. Он продолжал разрабатывать планы новых опер, и действительно, "Лисбет" (1797) и "Элиска" (1799) имели успех. В его писательской программе проявилась та же энергия духа. Де ла Вере сосредоточен на философских размышлениях. "Отражения пасьянса" (важные рукописные источники которого были обнаружены) - это увлекательная смесь идей, воспоминаний, причудливых мыслей и даже мечтаний, в которой перед нами предстает целое сознание. Гретри был удостоен больших почестей во времена революции и империи, но отказался участвовать в основной работе Парижской консерватории. У него было мало учеников; Далайрак был допущен к его занятиям неофициально.

Ноты сочинений Андре-Эрнеста-Модеста Гретри на сайте библиотеки IMSLP