Грюневальд, Готфрид
1675 - 1739

Назад

Grünewald, Gottfried

Портрет композитора Готфрид Грюневальд

  • Дата рождения: 1675 г.
  • Место рождения: Эйбау, Верхняя Лужица, Германия
  • Дата смерти: 19 декабря 1739 г.
  • Место смерти: Дармштадт, Германия

Биография

Готфрид Хайнрих Грюневальд был немецким композитором, певцом и инструменталистом. Вероятно, свое первое музыкальное образование он получил от своего отца Андреаса, школьного учителя и органиста в Эйбау. В 1703 году он выступал в качестве баса в Гамбургской опере. В том же году в Лейпциге была поставлена его опера "Потерянный пастух Кардильо" (утрачена), а в 1704 году там же была поставлена другая опера, "Потерянная дочь Германика" ("Oder Germanicus"), в которой композитор исполнил заглавную партию. В том же году она была повторена в Гамбурге и Наумбурге, а еще одно исполнение записано в Лейпциге в 1720 году. Связь Грюневальда с Лейпцигом остается неясной в том, что касается его образования, хотя Шеринг предположил, что он был там студентом и подружился с Кристофом Граупнером, который сыграл заметную роль в его дальнейшей карьере. С 1709 по 1711 год он был заместителем капельмейстера и камерным певцом при дворе Вайсенфельса, служа под началом И.П. Кригера, на дочери которого женился. Вероятно, по рекомендации Граупнера, который стал капельмейстером при дворе в Дармштадте, Грюневальд примерно с 1713 года работал при том же дворе в качестве заместителя капельмейстера, и эту должность он сохранял до конца своей жизни. В 1717 году он гастролировал по Германии, включая Гамбург, в качестве солиста на панталеоне - инструменте, похожем на цимбалы, изобретенном и популяризированном Панталеоном Хебенштрайтом. О тесной дружбе с Граупнером свидетельствует тот факт, что крестными родителями пятерых из десяти детей Грюневальда были Граупнеры. Ноак предположил, что Граупнер написал главную роль в своей опере "Констанца побеждает обман" для Грюневальда.

Творчество

Хотя известно, что Грюневальд поочередно с Граупнером сочиняли циклы кантат для королевской капеллы в период с 1719 по 1739 год, ни одно из этих произведений не сохранилось, поскольку, по-видимому, все личные рукописи Грюневальда были уничтожены после его смерти. Единственное сохранившееся произведение, "7 партитур для клавесина", представляет собой сборник сюит, во многом напоминающих клавишный стиль И.К.Ф. Фишера, а также стиль Иоганна Кунау.

Произведения

Оперы

  • "Потерянный пастух Кардильо" ("Der verlorene Schäfer Cardillo") (Лейпциг, 1703, утрачена)
  • "Потерянная дочь Германика" ("Die verlohrene Tochter des Germanicus") (Лейпциг, 1704, утрачена)

Инструментальная музыка

  • "7 партитур для клавесина" ("7 Partiten für Cembalo") (сохранились)

Утраченные произведения

  • Циклы кантат для королевской капеллы Дармштадта (1719-1739)