Гросси, Карло
1634 - 1688

Назад

Grossi, Carlo

Портрет композитора Карло Гросси

  • Дата рождения: около 1634 г.
  • Место рождения: Виченца, Италия
  • Дата смерти: 14 мая 1688 г.
  • Место смерти: Венеция, Италия

Биография

Карло Гросси был итальянским композитором, органистом и певцом. Часть своей юности он провел в Модене. До 1657 года он был руководителем капеллы в кафедральном соборе Реджо-нель-Эмилия и занимал две должности в Виченце между 1657 и 1659 годами, безуспешно претендуя на должность руководителя тамошнего собора в 1656 году. Он был руководителем капеллы Академии Олимпика в Виченце до 1662 года. Он служил органистом и учителем пения в Оспедале деи Мендиканти в Венеции с 1664 по 1667 год. Он поступил басом в Сан-Марко в Венеции в феврале 1666 года и был руководителем музыки в Оспедале деи СС Джованни э Паоло, Дерелитти, с 1676 года до своей смерти. Он безуспешно пытался получить более высокие должности в церкви Сан-Петронио в Болонье в 1671 и 1673 годах и в Сан-Марко в 1676 и 1685 годах. В 1687 году его мастерство в композиции для Дерелитти вызвало комментарий в венецианском ежемесячнике "Палладе Венета", где Гросси был назван "Орфеем нашего времени". Там же отмечалось, что он был (почетным) руководителем капеллы герцога Мантуанского, и ему приписывались различные духовные кантаты и мотеты, а также рождественская пастораль (все утрачены), в которой Анджела Вичентина была главной исполнительницей. Имеются свидетельства того, что Гросси был связан с Дрезденом, Инсбруком и Веной, но точные даты неизвестны. Среди его учеников был Антонио Джаннеттини.

Творчество

Стиль Гросси отличается от стиля его современников своей простотой. Он предпочитал гомофонию и незамысловатую мелодию в эпоху, благоприятствовавшую полифонии и виртуозному пассажному письму. Комические элементы подчеркнуты в его светской музыке, действительно, сатирическое намерение может скрываться за кажущимся устаревшим интересом к пасторальным и батальным мадригалам "Анфионе". В августовском выпуске "Галантного Меркурия" за 1677 год его "Никомед в Вифинии" был оценен как "превосходный", отчасти из-за его "тонкого вкуса", а его мастерство как оперного композитора было названо одним из лучших в "этой науке". Бродячие басы и остинатные фигуры привлекают внимание к линии бассо континуо в его операх, в которых все больше используются ансамблевые пьесы и оркестровое сопровождение. Эта тенденция контрастирует со все большей опорой на сольный голос в его духовной музыке. Интересной особенностью духовных вокальных произведений Гросси является то, как они иногда проникнуты его чувством драматизма. Например, "Кто есть место это" из соч. 3 состоит из тонко сбалансированного диалога между святым и ангелом. "Оружие летящих стрел" из того же сочинения напоминает батальные арии современной оперы. Влияние Массимилиано Нери заметно в двух сонатах Гросси (в его соч. 1) и во многих инструментальных произведениях его опер.

Произведения

Духовная музыка

  • "Церковные концерты с некоторыми сонатами" ("Concerti ecclesiastici con alcune suonate"), для 2-3 голосов, бассо континуо (орган), соч. 1 (Венеция, 1657)
  • "Гармоничные акценты, то есть мессы" ("Armoniosi accenti, cioè messe"), для 4-5 голосов, облигатные инструменты и второй хор, или рипьены по желанию, псалмы для 2-4, 6, 8 голосов, некоторые с инструментами и хором, с краткими литаниями Пресвятой Девы для 8 голосов, бассо континуо, соч. 2 (Венеция, 1657)
  • "Вторая книга церковных концертов" ("Libro secondo de concerti ecclesiastici"), для 2-3 голосов, бассо континуо (орган), соч. 3 (Венеция, 1659)
  • "Священные ариозные кантаты" ("Sacre ariose cantate"), для 1 голоса, бассо континуо, соч. 4 (Венеция, 1663)
  • "Современные мелодии" ("Moderne melodie"), для 1 голоса, 2-5 инструментов, бассо континуо (орган), соч. 8 (Болонья, 1676)
  • "Четвертая книга церковных концертов" ("Quarto libro de concerti ecclesiastici"), для 2-4 голосов, соч. 10 (Милан, без даты)
  • Мотеты для 1 голоса, скрипок, бассо континуо (без места, без даты)
  • Мотет для 8 голосов

Светская музыка

  • "Лира Аполлона" ("La cetra d’Apollo") (23 кантаты, 8 арий), соч. 6 (Венеция, 1673)
  • "Анфион: камерные музыки для стола в обычае королевских дворов" ("L’Anfione: musiche da camera per tavola all’uso delle regie corti"), для 2-3 голосов, бассо континуо (орган), с интродукциями, причудами и ритурнелями, 3 инструмента по желанию, соч. 7 (Венеция, 1675)
  • "Развлечение Великих: камерные музыки, или для обслуживания стола, в обычае королевских дворов" ("Il divertimento de’ Grandi: musiche da camera, o per servizio di tavola, all’uso delle reggie corti"), для 2-3 голосов, с 1 любовным диалогом и 1 на еврейском языке, для 4 голосов, бассо континуо (орган), книга II, соч. 9 (Венеция, 1681)
  • Различные кантаты, арии, дуэты

Оперы

  • "Ромильда" ("Romilda") (Виченца, 1659)
  • "Артаксеркс, или Постоянная Ормонда" ("Artaxerse, overo L’Ormonda costante") (Венеция, 1669)
  • "Иокаста, царица Армении" ("Giocasta regina d’Armenia") (Венеция, 1676)
  • "Никомед в Вифинии" ("Nicomede in Bitinia") (Венеция, 1677)

Ноты сочинений Карло Гросси на сайте библиотеки IMSLP