Гросси, Карло
1634 - 1688

Назад

Карло Гросси (Carlo Grossi) - Итальянский композитор, органист и певец

Родился в 1634 году, Виченца - умер 14 мая 1688 года, Венеция.

Часть своей юности он провел в Модене. До 1657 года он был маэстро капеллы в кафедральном соборе Реджо-Эмилия, а с 1657 по 1659 год занимал две должности в Виченце, безуспешно претендуя на должность маэстро тамошнего собора в 1656 году. До 1662 года он был маэстро капеллы Олимпийской академии в Виченце. С 1664 по 1667 год он служил органистом и исполнителем песен в Оспедале Мендиканти в Венеции. В феврале 1666 года он поступил басистом в Сан-Марко, Венеция, и с 1676 года до своей смерти был маэстро музыки в Оспедале деи Джованни и Паоло, Дерелитти. Он безуспешно пытался получить более высокие должности в церкви Святого Петронио в Болонье в 1671 и 1673 годах и в церкви Святого Марка в 1676 и 1685 годах. В 1687 году его мастерство в композиции для "Дерелитти" вызвало комментарий в венецианском ежемесячнике "Паллада Венета", который назвал Гросси "Орфеем нашего времени". В нем также отмечалось, что он был (почетным) маэстро капеллы герцога Мантуанского, и ему приписывались различные духовные кантаты и мотеты, а также рождественская пастораль (все утрачены), в которой Анхела Висентина была главной исполнительницей. Есть свидетельства того, что Гросси был связан с Дрезденом, Инсбруком и Веной, но даты неизвестны. Среди его учеников был Антонио Джаннеттини. Стиль Гросси отличается от стиля его современников своей простотой. Он предпочитал гомофонию и незамысловатую мелодию в эпоху, благоприятствовавшую полифонии и виртуозному исполнению пассажей. В его светской музыке подчеркнуты комические элементы, но за кажущимся устаревшим интересом к пасторальным и батальным мадригалам Анфионе может скрываться сатирическое намерение. В августовском номере журнала "Галантный Меркюр" за 1677 год его "Никомед в Битинии" был оценен как "превосходный", отчасти из-за его "тонкого вкуса", а его мастерство оперного композитора было названо одним из лучших в ‘этой науке’. Ходячие басы и фигуры остинато привлекают внимание к линии basso continuo в его операх, где все чаще используются ансамблевые партии и оркестровое сопровождение. Эта тенденция контрастирует со все большей опорой на сольный голос в его духовной музыке. Интересной особенностью духовных вокальных произведений Гросси является то, что они иногда проникнуты его чувством драматизма. Например, "Место действия" из соч.3 представляет собой тонко сбалансированный диалог между святым и ангелом. "Arma sagittae volantes" из того же опуса напоминает боевые арии из современной оперы. Влияние Массимилиано Нери заметно в двух сонатах Гросси (в его соч.1) и во многих инструментальных произведениях его опер.

Ноты сочинений Карло Гросси на сайте библиотеки IMSLP