Гросси, Карло
1634 - 1688
Назад
Grossi, Carlo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Гросси был итальянским композитором, органистом и певцом. Часть своей юности он провел в Модене. До 1657 года он был руководителем капеллы в кафедральном соборе Реджо-нель-Эмилия и занимал две должности в Виченце между 1657 и 1659 годами, безуспешно претендуя на должность руководителя тамошнего собора в 1656 году. Он был руководителем капеллы Академии Олимпика в Виченце до 1662 года. Он служил органистом и учителем пения в Оспедале деи Мендиканти в Венеции с 1664 по 1667 год. Он поступил басом в Сан-Марко в Венеции в феврале 1666 года и был руководителем музыки в Оспедале деи СС Джованни э Паоло, Дерелитти, с 1676 года до своей смерти. Он безуспешно пытался получить более высокие должности в церкви Сан-Петронио в Болонье в 1671 и 1673 годах и в Сан-Марко в 1676 и 1685 годах. В 1687 году его мастерство в композиции для Дерелитти вызвало комментарий в венецианском ежемесячнике "Палладе Венета", где Гросси был назван "Орфеем нашего времени". Там же отмечалось, что он был (почетным) руководителем капеллы герцога Мантуанского, и ему приписывались различные духовные кантаты и мотеты, а также рождественская пастораль (все утрачены), в которой Анджела Вичентина была главной исполнительницей. Имеются свидетельства того, что Гросси был связан с Дрезденом, Инсбруком и Веной, но точные даты неизвестны. Среди его учеников был Антонио Джаннеттини.
Стиль Гросси отличается от стиля его современников своей простотой. Он предпочитал гомофонию и незамысловатую мелодию в эпоху, благоприятствовавшую полифонии и виртуозному пассажному письму. Комические элементы подчеркнуты в его светской музыке, действительно, сатирическое намерение может скрываться за кажущимся устаревшим интересом к пасторальным и батальным мадригалам "Анфионе". В августовском выпуске "Галантного Меркурия" за 1677 год его "Никомед в Вифинии" был оценен как "превосходный", отчасти из-за его "тонкого вкуса", а его мастерство как оперного композитора было названо одним из лучших в "этой науке". Бродячие басы и остинатные фигуры привлекают внимание к линии бассо континуо в его операх, в которых все больше используются ансамблевые пьесы и оркестровое сопровождение. Эта тенденция контрастирует со все большей опорой на сольный голос в его духовной музыке. Интересной особенностью духовных вокальных произведений Гросси является то, как они иногда проникнуты его чувством драматизма. Например, "Кто есть место это" из соч. 3 состоит из тонко сбалансированного диалога между святым и ангелом. "Оружие летящих стрел" из того же сочинения напоминает батальные арии современной оперы. Влияние Массимилиано Нери заметно в двух сонатах Гросси (в его соч. 1) и во многих инструментальных произведениях его опер.
Духовная музыка
Светская музыка
Оперы
Ноты сочинений Карло Гросси на сайте библиотеки IMSLP