Гронау, Даниэль Магнус
1700 - 1747

Назад

Даниэль Магнус Гронау (Daniel Magnus Gronau) - Немецкий органист и композитор

Родился в 1700 году, Данциг (ныне Гданьск) - умер 2 февраля 1747. 

Он не был женат, но, кроме его профессиональных занятий, практически никаких подробностей о его жизни не сохранилось. (До Второй мировой войны в библиотеке Святого Иоанна в Данциге хранилось несколько рукописей с подписью "М. Грунау"; это не одно и то же лицо.) Иоганн Гронау, участник судебного процесса в Данциге в 1700-1702 годах, может быть вашим родственником. Обязанности Даниэля Магнуса Гронау в различных данцигских церквях постепенно приобретали все большее значение: в 1717-19 годах он играл на маленьком органе в польской часовне Святой Анны; В 1719-24 годах он играл на малом органе в церкви Святой Екатерины; в 1724-30 годах - на органе в хоре церкви Святой Марии; а с 1730 года и до своей безвременной кончины - на большом органе церкви Святого Иоанна, где он получал исключительно высокую зарплату. На память о нем старейшины церкви Святого Иоанна купили у его сестры рукопись незаконченного цикла вариаций на тему данцигских хоралов, заплатили еще треть этой суммы за то, чтобы она была красиво переплетена в два тома, и передали их на хранение в церковный архив. Преемник Гронау в Сент-Джонсе, Фридрих Готлиб Гляйманн, назвал его "прекраснейшей музыкальной душой, когда-либо украшавшей данцигские камни". Правдивость этого утверждения трудно оценить, поскольку все следы его рукописей, четырех книг по клавишной музыке и небольшого трактата по развитию навыков транспонирования исчезли во время Второй мировой войны. Герман Раушнинг, знавший этот материал, считал его представителем северонемецкой школы, хотя прямых доказательств его связи с традицией Свелинка не было. Четыре набора вариаций, которые напечатал Фротшер, вероятно, типичны: довольно прямолинейная фугальная обработка хорала, строка за строкой, за которой следует от двух до пяти вариаций. Гронау использовал орган гораздо более авантюрно, чем его северные современники. Для исполнения вариаций на тему "Я хочу, чтобы все знали" и "Я хочу, чтобы все знали Евангелие" требуется, чтобы правая рука играла на двух клавишных одновременно под непрерывный аккомпанемент левой руки и педалей. Другие вариации исполняются только на педалях. Возможно, даже более важными, чем его композиции, являются их подробные схемы оформления: например, педальные вариации tutti, в том числе 32-дюймовая тростинка; дуэты для принципала 16', Октавы 8', Флауто 8' и Фаготто 16' на клавире I против Принципала 4', Флауто 4', Октавы 1' и Регале 8' на клавире I. Клавир II. Таким образом, "вариации Гронау", наряду с "Гармонической музыкой" Георга Фридриха Кауфмана (1733-1766), стали одним из важнейших источников в истории органной регистрации XVIII века.

Ноты сочинений Даниэля Магнуса Гронау на сайте библиотеки IMSLP