Гронау, Даниэль Магнус
1700 - 1747
Назад
Gronau, Daniel Magnus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Даниэль Магнус Гронау был немецким композитором и органистом. Он не был женат, но, кроме его профессиональных занятий, практически никаких подробностей о его жизни не сохранилось. Иоганн Гронау, участник судебного процесса в Данциге в 1700-1702 годах, может быть его родственником. Обязанности Даниэля Магнуса Гронау в различных данцигских церквях постепенно приобретали все большее значение: в 1717-19 годах он играл на маленьком органе в польской часовне Святой Анны; в 1719-24 годах он играл на малом органе в церкви Святой Екатерины; в 1724-30 годах - на органе в хоре церкви Святой Марии; а с 1730 года и до своей безвременной кончины - на большом органе церкви Святого Иоанна, где он получал исключительно высокую зарплату. На память о нем старейшины церкви Святого Иоанна купили у его сестры рукопись незаконченного цикла вариаций на тему данцигских хоралов, заплатили еще треть этой суммы за то, чтобы она была красиво переплетена в два тома, и передали их на хранение в церковный архив. Преемник Гронау в церкви Святого Иоанна, Фридрих Готлиб Гляйманн, назвал его "прекраснейшей музыкальной душой, когда-либо украшавшей данцигские камни".
Правдивость этого утверждения трудно оценить, поскольку все следы его рукописей, четырех книг по клавишной музыке и небольшого трактата по развитию навыков транспонирования исчезли во время Второй мировой войны. Герман Раушнинг, знавший этот материал, считал его представителем северонемецкой школы, хотя прямых доказательств его связи с традицией Свелинка не было. Четыре набора вариаций, которые напечатал Фротшер, вероятно, типичны: довольно прямолинейная фугальная обработка хорала, строка за строкой, за которой следует от двух до пяти вариаций. Гронау использовал орган гораздо более авантюрно, чем его северные современники. Для исполнения вариаций на тему "Я хочу, чтобы все знали" и "Я хочу, чтобы все знали Евангелие" требуется, чтобы правая рука играла на двух клавишных одновременно под непрерывный аккомпанемент левой руки и педалей. Другие вариации исполняются только на педалях. Возможно, даже более важными, чем его композиции, являются их подробные схемы оформления: например, педальные вариации тутти, в том числе 32-дюймовая трость; дуэты для принципала 16 футов, октавы 8 футов, флейты 8 футов и фагота 16 футов на первом мануале против принципала 4 фута, флейты 4 фута, октавы 1 фут и регаля 8 футов на втором мануале. Таким образом, "вариации Гронау", наряду с "Гармонической музыкой" Георга Фридриха Кауфмана (1733-1766), стали одним из важнейших источников в истории органной регистрации XVIII века.
Органные произведения
Теоретические труды
Ноты сочинений Даниэля Магнуса Гронау на сайте библиотеки IMSLP