Гро, Иоганн
1575 - 1627

Назад

Иоганн Гро (Johann Groh) - Немецкий композитор и органист

Родился в 1575 году, Дрезден - умер в 1627 году, вероятно Визенштейн, Саксония. 

Вполне возможно, что свое первое музыкальное образование он получил в качестве певчего хора саксонской курфюрстской капеллы в Дрездене под руководством Рогира Михаэля. В 1604 году он стал органистом курфюрстской школы Святой Афры в Мейсене. Примерно в это же время он привлек внимание любителя музыки Рудольфа фон Бюнау, резиденцией которого был замок Везенштайн. Бюнау положительно отозвался о "Интрадене" Гроа (1603), и Гро посвятил ему свою коллекцию 1604 года. Он оставался на своем посту в Мейсене примерно до 1621 года, когда Бюнау назначил его органистом в свою капеллу в Везенштайне, где ему также было поручено провести реорганизацию церковной музыки. Вероятно, он умер в 1627 году, поскольку в том году его имя исчезло из записей о заработной плате, хотя предположительно это был Иоганн Гро, работавший в Ошатце, Саксония, и умерший там в 1641 году. Он был популярным композитором в Центральной Германии. Его вокальная музыка, практически вся духовная, сравнительно невелика, но очень разнообразна. Как поясняется на титульном листе, он написал 20 трициний, составляющих его "Trifolium sacrum musicale", в качестве ежедневных упражнений для мальчиков из хора в Визенштейне; они похожи на столь же мадригальные пьесы в девятом томе "Музеев Сиона" Майкла Преториуса. Его мотет для двойного хора "Lobet den Herrn" демонстрирует влияние Х.Л. "Священные песнопения" Хасслера (1591) несколько итальянизированы по форме и стилю, но в них нет и следа концертного стиля Джованни Габриэли. Единственная светская пьеса Гроа, "Беттлер Мантел", является ярким вкладом в развитие кводлибета. Особенно интересна его инструментальная музыка. Его 36 интрадас (1603) - это свежие и привлекательные трехчастные произведения. Он сочинял свои паваны и гальярды "в немецком стиле" и, в соответствии с немецкой практикой, в пропорции три к двум – 18 паван и 12 гальярдов; таким образом, в такой музыке заметно отсутствует широко распространенное английское, французское и польское влияние. Танцы напоминают немецкие ансамблевые танцевальные песни; наиболее заметным влиянием является "Люстгартен" Хасслера (1601). Это преимущественно гомофонические и симметричные произведения, оживленные короткими украшенными мотивами. Пикантные ритмические фразы либо перекликаются друг с другом, либо переходят из одной части в другую, демонстрируя, таким образом, возможное влияние как музыки для двух хоров, так и итальянских ричеркар и канцон. Еще одной итальянской особенностью является то, что две верхние части иногда смещаются в три стороны на фоне нижних частей.

Ноты сочинений Иоганна Гро на сайте библиотеки IMSLP