Гримм, Генрих
1592 - 1637

Назад

Grimm, Heinrich

Портрет композитора Генрих Гримм

  • Дата рождения: 1592-1593 гг.
  • Место рождения: Хольцминден, Германия
  • Дата смерти: 10 июля 1637 г.
  • Место смерти: Брауншвейг, Германия

Биография

Генрих Гримм был немецким композитором и теоретиком. Он был учеником Михаэля Преториуса, который упомянул "Генр. Гримма, моего ученика, мальчика 14 лет" в пятом томе своей "Музы Сиона". Позже он учился в университете в Хельмштедте, прежде чем занять свою первую должность в Магдебурге, сменив Фридриха Вайсензее. Он служил там не только кантором гимназии, но и кантором церкви Святого Иоанна и церкви Святого Иакова, а также преподавал пение и сочинял церковную музыку. Благодаря этой деятельности он стал хорошо известен в районе, и его сочинения были хорошо приняты по всей лютеранской Германии. Когда Магдебург был разрушен католической армией под командованием графа Иоганна Тилли 10 мая 1631 года, Гримм бежал в Брауншвейг. Его репутация принесла ему положение одного из "выдающихся контрапунктистов" герцога Фридриха Ульриха. После краткого пребывания в должности кантора церкви Святой Екатерины он был кантором церкви Святого Андрея с 1632 года до своей смерти. Среди его учеников были Отто Гибелиус и Конрад Маттеи.

Творчество

Творческое наследие Гримма охватывает основные жанры лютеранской церковной музыки начала XVII века: мотеты, короткие мессы, музыку Страстей, бицинии и трицинии с бассо континуо, обработки хоралов и пьесы в канциональном стиле. Его музыка отражает традиции протестантской музыки, восходящие ко временам Лютера. Обработки латинских текстов и 42 обработки немецкого перевода псалтыря Корнелиуса Беккера написаны в "пранестинском" мотетном стиле. Как и Шайдт и Шютц, он был ранним представителем концертного стиля в Германии; его духовные концерты также имеют много общего с концертами Шайна и показывают его явную заботу о выразительной обработке текстов. Его пьесы для одного и двойного хора представляют собой новейшее выражение давней практики обработки псалмовых напевов и мелодий хоралов. Эти сочинения также примечательны эпизодическим включением идиоматических партий для широкого спектра инструментов, включая струнные, корнеты, тромбоны и трубы; некоторые пьесы также предваряются вступительной инструментальной симфонией. Маломасштабные обработки хоралов - это строго построенные и приятные произведения, тогда как крупномасштабные хоральные полихоральные сочинения организованы более свободно и часто злоупотребляют антифонным противопоставлением между высокими и низкими хорами.

Произведения

Духовная музыка

  • "Некоторые мессы... вместе с некоторыми немецкими псалмами" ("Missae aliquot … una cum psalmis nonnullis germanicis"), для 4-6 голосов (1628)
  • "Страсти, по-немецки распетые... как описал евангелист Матфей" ("Passion, deutsch gesangweise … wie sie der Evangelist Matthäus beschrieben hat"), для 4 голосов (1629)
  • "Старый год ныне прошел" ("Das alte Jahr ist nun vergahn"), для 4 голосов (1607)
  • "Псалом CXVII, Хвалите Господа" ("Der CXVII. Ps., Lobet den Herren"), для 9 голосов (1623)
  • "[42] Мелодии псалмов в форме простого контрапункта" ("[42] Psalmorum melodiae ad simplicis contrapuncti formam"), для 4 голосов (1624)
  • "Прекрасный псалом, На моего возлюбленного Бога" ("Der schöne Ps., Auf meinen lieben Gott"), для 4 голосов (1625)
  • "Пойте Господу новую песнь" ("Singet dem Herrn ein neues Lied"), для 10, 12, 14, 20 голосов (ок. 1618)

Учебные сборники

  • "[32] Начальные опыты или упражнения музыкальных новичков" ("[32] Tyrocinia seu exercitia tyronum musica"), для 3 голосов (1624)
  • "Преддверие маленького сада священной гармонии" ("Vestibulum hortuli harmonici sacri"), 12 духовных трициний для 3 голосов (1643)
  • "Предвестник церковной музыки" ("Prodromus musicae ecclesiasticae"), 12 концертирующих праздничных бициний для 2 голосов с бассо континуо (1636)

Памятная и свадебная музыка

  • "Трэнодия, то есть плачевный и все же утешительный молитвенный псалом царственного пророка Давида" ("Threnodia, das ist, der klägliche und doch trostreiche Bet-Psalm des Königlichen Propheten Davids"), погребальная песня для 6 голосов (1618)
  • "Магдебургские обеты" ("Vota Magdeburgensis"), свадебная музыка для 7 голосов (1624)
  • "Свадебный диалог" ("Dialogus nuptialis"), свадебная песня для 5 голосов и 5 инструментов (1628)
  • "Приятный любовный разговор" ("Anmutiges Lieb-Gespräch"), свадебная песня для 4/5 голосов (1628)
  • "Огненная сила любви" ("Vis ignea amoris"), свадебная музыка для 8 голосов с бассо континуо (1629)
  • "Песенка утешения" ("Trost Gesänglein"), погребальная песня для 8 голосов (1633)
  • "Христианская погребальная песенка" ("Christliches Leich Gesänglein"), погребальная песня для 8 голосов (1637)

Теоретические труды

  • "Наставление, как мальчика по старому гвидонианскому искусству сольмизации можно легко обучить" ("Unterricht, wie ein Knabe nach der alten Guidonischen Art zu solmisieren leicht angeführt werden kann") (1624)
  • "Инструмент инструментов, то есть Монокорд, или скорее Додекахорд" ("Instrumentum instrumentorum, hoc est, Monochordum, vel potius Dodecachordum") (рукопись, 1629)

Ноты сочинений Генриха Гримма на сайте библиотеки IMSLP