Гриньи, Николя де
1672 - 1703

Назад

Николя де Гриньи (Nicolas de Grigny) - Французский органист и композитор

Крещён 8 сентября 1672 года, Реймс - умер 30 ноября 1703 года, Реймс. 

Он происходил из семьи, некоторые из которых были органистами и городскими музыкантами: его отец, дед и один из дядей по отцовской линии были органистами в Реймсе. С 1693 по 1695 год он был органистом в церкви аббатства Сен-Дени в Париже, где его брат Андре был заместителем приора; по-видимому, в этот период он был учеником Лебега. В 1695 году он женился на дочери парижского купца. Запись о рождении первого из его семерых детей показывает, что к 1696 году он вернулся в Реймс и уже через год был органистом в кафедральном соборе, хотя точная дата его назначения неизвестна. Он занимал эту должность до самой своей смерти, за год до которой согласился служить органистом в приходской церкви Святого Симфориена в Реймсе. Сочинение Гриньи состоит в основном из девяти групп пьес – четырех разделов Обычной мессы и пяти гимнов; есть также четыре отдельных номера. Каждая из девяти групп начинается с простого песнопения, в котором пение исполняется длинными нотами басом или тенором. В основу мессы положена месса IV ватиканского издания, известная по органным мессам Ниверса, Лебега и Куперена. Сопровождающие голоса звучат в оживленной гармонии, временами вступая в свободную имитацию. За каждой частью cantus firmus следует фуга, основанная на одном или нескольких мотивах песни равнины. Остальные части написаны в привычных формах предшественников Гриньи – дуэты, трио, повторения, различные другие приукрашенные соло и диалоги. Эти движения редко перекликаются с простой песней, хотя перевод на пангский язык является поразительным исключением, в котором вся мелодия гимна перефразирована с дополнениями. Хотя Гриньи не вводил никаких новых форм, он по-разному обогащал традиционные. Ряд его фуг состоит из пяти частей, для которых требуется два мануала и педали, а также некоторые диалоги и простые куплеты. В некоторых речитативах используется пара солирующих голосов, а не одно соло под аккомпанемент. Фугальная обработка встречается не только в фугах, но и в других частях, и диалогическая обработка – чередование мануалов контрастного оформления – не ограничивается диалогами. Ни один композитор французской классической органной школы не требовал большего количества педалей, и лишь немногие использовали контрастные цвета органа более ярко. В других отношениях творчество Гриньи более выдающееся, чем у его предшественников и современников: в богатстве фактуры, сложности контрапункта, выразительности мелодических украшений, серьезности замысла и интенсивности чувства. У него не было непосредственных французских преемников ни в этих аспектах, ни в использовании литургического материала: скорее, его работа является обобщением работ его предшественников. Бах отдал ей должное, скопировав ее целиком для собственного изучения и использования примерно в 1713 году. Существует также копия, написанная рукой И.Г. Вальтера, вероятно, взявшего за основу рукопись Баха.

Ноты сочинений Николя де Гриньи на сайте библиотеки IMSLP