Гране, Франсуа Люпьен
1700 - 1753
Назад
Франсуа Люпьен Гране (François Lupien Grenet) - Французский композитор и педагог
Родился в 1700 году, Париж - умер 25 февраля 1753 года, Лион.
Его жизнь описана в исследовании Леона Валласа о музыкальной жизни Лиона в 18 веке. Он начал свою карьеру хористом в Сент-Шапель (1705-1712). Его первое произведение – одноактный дивертисмент "Триумф Амиции" - было исполнено в Фонтенбло 15 октября 1714 года. В период с того времени по 1733 год, когда он стал мэтром музыки Парижской оперы, он приобрел в Париже репутацию учителя пения. Печатная привилегия 1737 года свидетельствует о том, что он также занимал официальную административную должность советника по смене музыки. Эта привилегия была присуждена за публикацию его шедевра "Триумфальная арка гармонии", впервые поставленного в Парижской опере 9 мая 1737 года. Грене, которого, по-видимому, обвинили в сотрудничестве с Клерамбо и Рамо при создании "Триумфальной арки", в 1739 году уехал из Парижа в Лион, куда его пригласило консульство (муниципалитет) в качестве официального городского учителя музыки. Примерно в то же время он стал директором Лионской академии изящных искусств и Королевской академии музыки; он занимал эти посты до самой своей смерти. В 1745 году он посвятил "Аполлона Берже д'Адмета" (описанного Грене на титульном листе как новое действие, добавленное к "Триумфальной арке гармонии") лионскому консульству. Эти три сценических произведения были единственными произведениями, напечатанными при жизни Грене. Они также являются единственными из сохранившихся. Однако мы знаем, что он написал больше, поскольку в "Меркурии" за август 1734 и декабрь 1735 годов упоминалось исполнение им двух латинских песнопений на концерте "Спиричуэл", а в каталоге Лионской академии изящных искусств перечислены четыре произведения религиозной музыки: "Те Деум" и три мотета, Левави окулос (упоминается в "Меркурии" за декабрь 1735 года), Бенедиктинская анима и Omnes gentes. "Триумфальная арка гармонии" (либретто Лефрана де Помпиньяна) оформлена в стиле балета-героики. За прологом, повествующим о нисхождении Мира, гармонии и любви, следуют три вступления: "Орфей", "Гилас" и "Амфион", каждое из которых представляет собой самостоятельное изложение соответствующей легенды. По планировке, а также по своему акценту на танце и зрелищности "Триумфальная арена" органично вписывается в мейнстрим французской оперы-балета. Музыка Грене демонстрирует выдающегося композитора: его мелодии отличаются удивительной для французского композитора размашистостью и экспансивностью, а его гармонический словарь не только богат, но и целеустремлен. Среди его оригинальных оркестровых эффектов - изображение Стикса с Плутоном и его демонами в начале "Орфея": в то время как низкие виолончели и фаготы дрожащими звуками взбалтывают густые воды, первые скрипки озаряют сцену сверкающими гаммами полупрозрачных звуков. Нетрудно увидеть в такой музыке человека, которого Мариньян назвал “человеком настоящей жизни, пленэром гениального искусства”.