Грене, Франсуа Люпьен
1700 - 1753

Назад

Grenet, François Lupien

Портрет композитора Франсуа Люпьен Грене

  • Дата рождения: около 1700 г.
  • Место рождения: Париж
  • Дата смерти: 25 февраля 1753 г.
  • Место смерти: Лион

Биография

Франсуа Люпьен Грене был французским композитором и учителем. Его жизнь описана в исследовании Леона Валласа о музыкальной жизни Лиона восемнадцатого века. Он начал свою карьеру как хорист в Святой Капелле с 1705 по 1712 год. Его первая работа — одноактный дивертисмент "Триумф дружбы" — была исполнена в Фонтенбло 15 октября 1714 года. С того времени и до 1733 года, когда он стал музыкальным руководителем Парижской Оперы, он приобрел репутацию в Париже как учитель пения. Печатная привилегия 1737 года показывает, что он также занимал официальную административную должность советника по обмену. Эта привилегия была выдана для публикации "Триумфа гармонии", его шедевра, впервые представленного в Парижской Опере 9 мая 1737 года. Грене, обвиненный, по-видимому, в сотрудничестве с Клерамбо и Рамо в сочинении "Триумфа", покинул Париж в 1739 году и отправился в Лион, куда он был приглашен консулатом для занятия должности официального учителя музыки города. Примерно в то же время он стал директором Лионской Академии изящных искусств и Королевской музыкальной академии; он занимал эти посты до своей смерти. В 1745 году он посвятил "Аполлона пастуха Адметта" Лионскому консулату. Эти три сценических произведения были единственными сочинениями, напечатанными при жизни Грене. Они также единственные, которые сохранились. Однако мы знаем, что он написал больше, поскольку "Меркюр" за август 1734 года и декабрь 1735 года упоминал исполнение двух его латинских мотетов в "Духовном концерте", и в каталоге Лионской Академии изящных искусств перечислены четыре произведения духовной музыки: "Тебя, Бога, хвалим" и три мотета — "Возвёл я очи", "Благослови, душа" и "Все народы". "Триумф гармонии" имеет подзаголовок героический балет. Пролог, представляющий нисхождение Мира, Гармонии и Любви, следует за тремя выходами: "Орфей", "Гилас" и "Амфион", каждый из которых является самостоятельным изложением соответствующей легенды. По компоновке, а также по акценту на танец и зрелище, "Триумф" естественно вписывается в mainstream французского оперы-балета. Музыка Грене показывает композитора масштаба: его мелодии обладают размахом и экспансивностью, удивительными для французского композитора, и его гармонический словарь не только богат, но и целенаправлен. Среди его изобретательных оркестровых эффектов — изображение Стикса с Плутоном и его демонами в начале "Орфея": в то время как низкие виолончели и фаготы взбивают густые воды шестнадцатыми нотами, первые скрипки освещают сцену сверкающими гаммами тридцать вторых. Не трудно увидеть в такой музыке человека, которого Мариньян описал как "очень живого человека, полного гения своего искусства".

Творчество

Франсуа Люпьен Грене был французским композитором и учителем. Его творчество включает сценические произведения и духовную музыку. "Триумф гармонии" является его наиболее значительным произведением, представляющим собой героический балет с прологом и тремя выходами на мифологические сюжеты. Музыка Грене характеризуется размашистыми и экспансивными мелодиями, богатым и целенаправленным гармоническим языком, а также изобретательными оркестровыми эффектами. Он также сочинял мотеты и другие духовные произведения, часть которых исполнялась в "Духовном концерте".

Произведения

Сценические произведения

  • "Триумф дружбы" ("Le triomphe de l'amitié")
  • "Триумф гармонии" ("Le triomphe de l'harmonie")
  • "Аполлон пастух Адметта" ("Apollon berger d'Admette")

Духовная музыка

  • "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum")
  • "Возвёл я очи" ("Levavi oculos")
  • "Благослови, душа" ("Benedic anima")
  • "Все народы" ("Omnes gentes")